Чужая еда вкуснее: у курьеров «Самоката» в Казани крадут продукты обманом и силой

Юлия ШАМСУТДИНОВА
Чужая еда вкуснее: у курьеров «Самоката» в Казани крадут продукты обманом и силой

Забирать чужие заказы у курьеров по доставке еды повадились ушлые казанцы. Одни применяют для этого хитрость, другие - грубую силу. Судя по историям, которые рассказали «Вечерней Казани» доставщики и клиенты сервиса «Самокат», желающих поесть за чужой счет становится все больше.

Локдаун и самоизоляция дали в 2020 году невиданный толчок для развития сервисов по доставке на дом всевозможных товаров, в том числе продуктов. Спрос на курьеров тогда увеличился в разы, существенно увеличилась и их зарплата, достигнув 50 - 60 тысяч. Неудивительно, что в курьеры тогда ломанулись не только студенты, но и, к примеру, сотрудники закрытых заведений общепита.

Сегодня, говорят, заработок у курьеров упал, но количество казанцев, познавших в разгаре пандемии все прелести доставки продуктов на дом, остается высоким.

- Многие люди заказывают продукты к ужину, например, пока едут домой с работы, и так получается, что и они, и мы добираемся до дома примерно в одно и то же время. Отдать заказ человеку у подъезда было обычным делом, нам же лучше, не нужно подниматься на этажи. Но в связи с последними случаями я больше не отдаю заказ без предварительного звонка заказчику, - рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» 20-летний курьер «Самоката» Игорь Селдушев.

Студент КФУ подрабатывает курьером уже больше года, но говорит, что попадать в неприятные истории начал только этим летом. В середине июня парень отвозил два больших пакета с продуктами по одному из адресов, и у подъезда встретился с крупным мужчиной. Тот радостно заявил курьеру, что уже его заждался, по-хозяйски забрал пакеты и скрылся за железной дверью, которую открыл собственным ключом.

- У меня на тот момент и мысли не возникло, что этот мужчина не заказчик, - продолжает Игорь. - Доброжелательный такой гражданин был, я подумал, что он действительно ждал меня у подъезда. Поставил отметку в приложении, что заказ выполнен, и поехал отвозить следующий в соседний дом. А минут через пять мне начали звонить клиенты и спрашивать, как скоро я привезу тот самый заказ, который уже отдал мужчине. Я растерялся, не понял, что происходит, объяснил всё. Оказалось, тот мужчина просто украл чужие покупки, а я, получается, этому посодействовал.

На прошлой неделе ситуация повторилась уже по другому адресу, на сей раз курьер был начеку. Он попросил перечислить, какие позиции были в заказе, и женщина у подъезда замялась.

- Она не смогла ни один продукт назвать, потом пробормотала что-то, типа сестра заказала, а ее попросила забрать, торопила меня. Я сказал, что сейчас перезвоню по контактному номеру заказчика во избежание путаницы, и отдам ей пакет. Пока набирал номер, женщина молча скрылась в подъезде. А клиентка по телефону ответила, что никакую сестру она за заказом не отправляла.

Когда Игорь рассказал коллегам о случившемся с ним, узнал, что подобные ситуации - не редкость в последнее время, бывает и хуже. 19-летний Алмаз работает в «Самокате» всего пару месяцев и в июле уже успел попасть в передрягу. Дело было вечером в Московском районе.

- Я пытался разобраться с нумерацией домов, подошел к компании из четырех парней, лет по 25 - 30 примерно, спросил, где такой-то дом. Они не ответили, начали насмехаться над моей формой. Спрашивали, не стыдно ли мне, пацану, ходить с розовым рюкзаком, - рассказал Алмаз корреспонденту «ВК». - Я ответил, что нет, тогда они взялись меня материть. Потом один из них резко ко мне подскочил и начал тянуть рюкзак на себя. В общем, отняли у меня рюкзак, открыли его, к счастью, там был один заказ. Забрали пакет себе и сказали: «Вали, пацан, пока не отпинали».

Разбираться с недовольными клиентами и платить за украденные заказы юным курьерам не пришлось, по их словам, ситуацию урегулировали менеджеры сервиса. Тем не менее парни задумались, нужна ли им такая подработка.

- Я рассказал о той ситуации маме, она, конечно, очень напряглась, что меня могут в следующий раз прибить. Люди какие-то очень злые стали, - сокрушается Алмаз.

Казанцы, которые регулярно пользуются службой доставки продуктов, подтвердили «ВК», что также попадали в ситуации, когда оплаченный заказ до них не доезжал.

- В конце июня мы с семьей собрались на дачу, заказали продуктов почти на четыре тысячи, - рассказал «ВК» клиент «Самоката» Андрей Шторин. - Сидим, так сказать, на чемоданах, ждем курьера с пакетами, чтобы сразу в машину спуститься. Вдруг в приложении приходит уведомление, что заказ доставлен.

Связавшись со службой поддержки, Андрей с удивлением узнал, что их пакеты уже забрал кто-то у подъезда, представившись заказчиком.

- Пообещали разобраться в ситуации, но настроение было испорчено. И времени много потеряли, пришлось по пути заезжать в магазин за продуктами. И деньги не сразу на карту вернулись, - сетует мужчина.

Другая пользовательница сервиса заказала две бутыли питьевой воды, потому что не могла самостоятельно спуститься в магазин из-за больной спины. Доставку перехватил у подъезда какой-то незнакомец, и женщина осталась с носом.

- Мне, честно говоря, плевать, кто там и как обманул этого курьера, - возмущена Гузель Миргазизова. - Я клиент, который, как известно, всегда прав. Я заказала воду, оплатила ее и ждала. В итоге мне просто вернули сумму на счет и предложили какую-то ничтожную скидку на следующий заказ, а мне нужна была вода! Значит, строже должны отбирать работников, не брать тех, кого могут так банально облапошить.

В пресс-службе федерального онлайн-ретейлера «Самокат» корреспондента «Вечерней Казани» заверили, что они заботятся о безопасности курьеров и сейчас проводят внутреннюю проверку, выясняя детали неприятных происшествий:

«Самокат» против любых форм насилия. Мы осуждаем любое нарушение закона, противоправные действия в отношении курьеров-партнеров и окружающих. Каждый курьер-партнер до начала выполнения заказов в обязательном порядке проходит обучение и получает четкие инструкции, в которых описаны действия курьеров в любых нестандартных ситуациях во время выполнения заказов. При оформлении заказа пользователь может оставить комментарий, указав в том числе, как ему будет удобнее принять заказ - к примеру, у подъезда. Наши курьеры-партнеры всегда стараются учесть пожелания пользователей».

Сопредседатель российского профсоюза «Курьер» Саид Шамхалов удивился, узнав от корреспондента «ВК» о случаях отъема заказов у доставщиков продуктов:

- Я сам работаю курьером с 2019 года и за все время работы о таком не слышал. Будем разбираться в ситуации, обязательно проведем опрос курьеров, исходя из этого начнем принимать меры.

Фото Павла ПЛАТОВА