«Деревянная Казань»: в татарских домах, в отличие от русских, не было балконов

Айсылу КАДЫРОВА
«Деревянная Казань»: в татарских домах, в отличие от русских, не было балконов

Вчера в выставочном зале «Манзара» Казанского университета открылась выставка акварелей Равиля Айдарова «Деревянная Казань». В экспозиции представлено 50 работ - виды чудом сохранившихся и уже навсегда утраченных деревянных домов нашего города.

Рисовать «деревянную Казань» Равиль Айдаров начал уже после того, как накопил огромный фотоматериал на эту тему. А фотографировать старинные постройки из дерева и изучать их начал в семидесятые годы прошлого века. Личный интерес совпал с профессиональным: Айдаров был главным архитектором Вахитовского района Казани, потом занял пост главного художника города. Сегодня он - заслуженный архитектор РТ, профессор кафедры изобразительного искусства КГАСУ.

Собрание акварелей Айдарова «Казанский деревянный дом XIX - начала ХХ века» вошло в одноименный альбом, который довольно быстро стал бестселлером. Недавно появилось второе, дополненное издание этого альбома: вместе с акварелями в книге опубликованы проекты деревянных домов Казани, которые хранятся в Национальном архиве РТ.

Накануне вернисажа Равиль Айдаров встретился с корреспондентом «Вечерней Казани».

- Я люблю работать с акварелью, несмотря на то, что считается она материалом сложным: один неточный мазок - и все, испортил работу, - рассказывает художник. - Масло с холста можно тряпочкой стереть. Акварель же любит точность. Два-три часа обычно уходит у меня на создание одного рисунка. Но бывает, что полдня возишься...

Вы правильно предположили: я действительно жил в деревянном доме. Сначала в Арске, но я плохо помню это время, а потом семья переехала в Казань, мы поселились в деревянном двухэтажном бараке на улице Третьей Продольной, сейчас это улица Журналистов.



Снесенных бараков мне не жаль. Утраченные шедевры деревянного зодчества - однозначно жаль. Монументальные ансамбли старой Казани еще сохраняются, а многие деревянные исчезли буквально на наших глазах. Большая часть деревянной застройки была утрачена сначала в ходе подготовки к 1000-летию Казани, затем при дальнейшей реконструкции города, так как для размещения новых объектов требовались места в центре города. Вот цифры: за год до тысячелетия Казани из 200 улиц с исторической деревянной застройкой второй половины ХIХ - начала ХХ века оставалось всего 52 улицы...

Задолго до празднования 1000-летия Казани облик города складывался из множества отдельных видов, в которых были и черты столичности, и черты провинциальности. Из дерева в Казани издавна строили не только жилые дома. Еще - городские стены, мечети, церкви, монастыри, пристани, бани, мосты, балаганы, больницы, школы, промышленные и хозяйственные сооружения, а также тротуары, заборы, ворота, колодцы... К концу ХIХ - началу ХХ века только улицы Воскресенская и Проломная не имели деревянных строений.



Строительство деревянных домов в Казани не допускалось без согласования предварительно составленного проекта. Такие проекты, прошедшие согласование строительной комиссии городской управы, хранятся сейчас в фондах Национального архива...

В татарских деревянных домах, в отличие от русских, не было балконов и террас, выходящих на улицу. Вместо них в саду ставились беседки для чая. А забор состоял из двух частей: нижней (глухой) и верхней (с просветами). Весьма упрощенные аналоги таких заборов сохранились до наших дней на окраинах Новотатарской слободы по улице Дулата Али: у домов с номерами 8, 11 и 14...

Да, я рисую деревянные дома, но интерьеры этих помещений мне тоже очень интересны. Могу вам сказать, что в традиционной обстановке татарского городского дома средней руки вплоть до начала ХIХ века не было европейской мебели. Традиционное жилое пространство татарского дома выглядело так: справа - печь, против двери - саке (приподнятая на 40 - 50 сантиметров часть пола), вдоль стен - кованые сундуки. На печи - медный таз, кумганы (кувшины), иногда в углу комнаты стоял чайный столик с самоваром и фарфоровой посудой. На стенах были развешены полотенца, занавески, нарядные одежды, зеркало, а на окнах стояло много цветов. Полы и саке застилались мягкими ковриками ручной работы.

Отсутствие передвижной мебели, множество подушек и мягкой утвари - это особенность традиционного татарского интерьера. Характерной его чертой было выделение отдельного пространства для женщин. Дело в том, что шариат запрещал женщинам находиться на глазах у посторонних мужчин. Но деление на мужскую и женскую половины в различных по достатку домах осуществлялось по-разному. Так, в бедных домах женская половина была в закутке за печью. В середняцких для женщин выделялась одна комната. В богатых домах было несколько комнат для женской части семьи...

Моему сердцу очень близки деревянные татарские дома. Нравятся мне и дома в стиле модерн, их в «деревянной Казани» было немало...



В остатках деревянной казанской архитектуры еще можно увидеть уникальный опыт решения разнообразных типов городских пространств, универсальные технологии деревянного строительства, отработанные веками конструктивные и архитектурно-художественные приемы. Возможно, для Казани дерево – это перспективный материал будущего...

Фото с сайта art16.ru и из архива Равиля Айдарова:
1. Трамвайный павильон на улице Волкова в 2004 году;
2. Дом №26 на улице Жуковского в 2004 году;
3. Дом №57 на улице Карла Маркса в 1989 году;
4. Дом №5 на улице Каюма Насыри в 2005 году.