Дирижер Борис Тараканов: «Для одних я был сумасшедший, а кто-то восхищался мной»

Айсылу КАДЫРОВА
Дирижер Борис Тараканов: «Для одних я был сумасшедший, а кто-то восхищался мной»

Сегодня в Казанском кремле прозвучит Месса мира Карла Дженкинса «Вооруженный человек». Полуторачасовое сочинение, посвященное жертвам мировых и локальных войн, исполнят Государственный камерный хор РТ под руководством Миляуши Таминдаровой, Академический хор РГГУ (Москва) под управлением Бориса Тараканова, камерный оркестр «Новая музыка» (дирижер – Анна Гулишамбарова) и духовой оркестр Казанского военного училища под управлением подполковника Яна Орехова. Месса мира завершит программу V Международного фестиваля «Музыка веры».

Два коллектива из перечисленных - хоры Таминдаровой и Тараканова - исполняли это произведение минувшей весной на I Международном фестивале «Поющая Масленица» в Мариинском театре. Вместе с еще четырьмя хорами, среди которых был хор компании «Билайн», руководит которым тоже Борис Тараканов. Он дипломированный дирижер, которого некоторые еще помнят как ведущего эксперта Центрального банка России, а многие знают как автора фантастических романов и создателя крупнейшего в Интернете бесплатного нотного архива.

- Борис Игоревич, как долго вы работали в банке? - поинтересовалась у дирижера корреспондент «Вечерней Казани».

- Шестнадцать лет. В департаменте информационных систем занимался стандартизацией информационных технологий, был, можно сказать, банковским чиновником на IT-ниве. Но параллельно с этой работой я уже руководил хором РГГУ. В определенный момент пришла пора выбирать: или я остаюсь в банке, или развиваю хор. Я выбрал хор, потому что там в меня поверили более ста человек.

- Хор РГГУ - студенческий?

- Не только. В коллективе 120 человек, самая юная среди нас - 16-летняя школьница, самый взрослый - 80-летний хирург-эндокринолог. Это любительский хор, многие не имеют музыкального образования, но мы пели с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго, записали диск с Марией Гулегиной, Александра Пахмутова на рояле нам аккомпанировала! Академический большой хор Российского государственного гуманитарного университета - коллектив уже хорошо известный.

- Как в Центральном банке реагировали на вашу хоровую деятельность?

- По-разному. Для одних я был сумасшедший, а кто-то восхищался мной. Но когда по телевидению стали показывать наш хор, когда о нем стала упоминать в своих книгах Дина Рубина - большой наш друг и поклонница, - то, конечно, люди поняли: с нами нужно считаться.

- А не было у вас мысли создать хор из работников Центрального банка?

- Я был одним из создателей Академического хора Банка России, которому сейчас уже десять лет. Довольно хорошего уровня коллектив, руководит им Анна Хабарова. В этом хоре поют работники банка, а банк, как вы наверняка знаете, структура очень закрытая, с жесткой пропускной системой. Это у нас в РГГУ - приходи кто хочешь! И ведь приходят: я почти перед каждой репетицией прослушиваю желающих петь в нашем хоре. А репетируем мы три раза в неделю.

- Вы всех подряд берете в свой хор?

- Если у человека нет органических поражений органов слуха и голосового аппарата, его можно научить петь. Было бы желание! С одной стороны, хор - демократичный вид искусства, с другой - элитарный: далеко не каждый пойдет в хор, для этого нужно иметь толику сумасшествия в душе.

- Занятия у вас бесплатные?

- Да. Кстати, в России сейчас намечается тенденция: артисты любительского хора скидываются на гонорар своему руководителю. Но я на это пойти не могу, для меня это неприемлемо. Во-первых, в РГГУ я получаю зарплату, это, конечно, небольшие деньги. Во-вторых, кормит меня и мою семью совсем другая работа: я преподаю итальянский язык.

- Пожалуй, самый известный ваш бесплатный проект - нотный архив в сети Интернет...

- Он существует уже двадцать лет. В какой-то момент мне нужно было отксерокопировать ноты для хора, а в ксероксе кончился порошок. И я ноты отсканировал. Понял тут же, что можно отсканировать всю библиотеку и хранить все «сканы» в Интернете. Сегодня в моем нотном архиве хранится больше 70 гигабайт информации, она пользуется спросом не только в России - ее скачивают в Австралии, Израиле, Японии, США...

- Случалось, чтобы композиторы или правообладатели требовали изъять свои произведения из вашего бесплатного архива?

- Сравнительно недавно мне написали родственники композитора Георгия Свиридова - потребовали удалить из архива «всего Свиридова». Я тут же удалил. Гневное письмо пришло как-то от одного автора самоучителя игры на губной гармошке: «Немедленно удалите мой самоучитель!» Конечно же, я удалил. Очень много сумасшедших пишут: «Я, потомок Джузеппе Верди...». Понимаете, мой архив - абсолютно не коммерческий проект, он создан в помощь людям и для популяризации композиторского труда.

- А хор компании «Билайн» - коммерческий проект?

- Это еще одна моя бредовая идея! У ребят, служащих в этой компании, нет опыта пения в хоре, но есть богатейший опыт пения в караоке-барах, караоке - их настоящая страсть! Я предложил им петь в хоре, это было, помню, в сентябре. И вот представьте: в ноябре они у меня уже пели на концерте с Робертино Лоретти, а в марте - в Мариинском театре! Я вот что вам скажу: не надо бояться сумасшедших проектов!

- Борис,  как вы устраиваете гастроли ваших хоровых коллективов? Договариваетесь вместе брать отпуск или отгулы в определенные дни?

- Да, мы договариваемся. И устраиваем специальные туристические гастроли, то есть выкупаем тур, который сами же и формируем. Получается прекрасно: все вместе едем на гастроли, во время которых и выступаем, и отдыхаем. У нас, кстати, сформировалась традиция - петь в храмах на Пасхальном богослужении. В нашем хоре - люди разных национальностей и вероисповеданий, но праздник Пасхи интересен практически всем. Мы уже пели пасхальные песнопения в храмах Москвы, Рима, Иерусалима, Тбилиси... Нам очень интересно вместе!..

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.