Добрый и еще добрее: зачем казанские чиновники требуют с первоклашек отчеты о хороших поступках?

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Добрый и еще добрее: зачем казанские чиновники требуют с первоклашек отчеты о хороших поступках?

Совершать добрые поступки и отчитываться о них должны казанские первоклассники, получившие в начале учебного года «Дневники добрых дел» и зарегистрировавшиеся на одноименном портале. Такие дневники в подарок от мэра Ильсура Метшина детям-семилеткам вручают третий год, и всякий раз педагоги и родители задаются вопросом: к чему отчетность? Ведь вся накопленная человечеством мудрость велит творить добро молча. Эксперты «Вечерней Казани» неоднозначно оценивают этот проект: одни видят в нем «лицемерную педагогику», когда детей учат совершать хорошие поступки ради «лайков», другие считают, что воспитательная инициатива служит «маяком в мире потребительских ценностей».

Впервые «Дневники добрых дел» в рамках проекта «Добрая Казань» столичным первоклашкам раздали в сентябре 2016 года, а в январе 2017-го разразился скандал: родители жаловались, что учителя заставляют их сдавать отчеты о количестве совершенных детьми хороших поступков - собирать «копилку добрых дел». Тем не менее в конце учебного года роо назвали рекордсменов по доброделанию, а 12 самых активных ребятишек Ильсур Метшин лично наградил грамотами и призами.

  Год назад родителей первоклассников возмутило, что учителя требуют у детей прикладывать к каждой записи на портале фотоиллюстрацию: мол, помоги и всем покажи. И малыши старались кто во что горазд: «Пеку пирожки», «Мою посуду», «Помогла бабушке собрать помидоры», «Играю с сестренкой».

  Разглядывать фотоотчеты нынешних первоклассников не менее забавно. Кроме  привычных «Помогаю маме», «Навестил бабушку», «Поливаю цветы», «Сдал батарейки» на ярмарке добрых дел встречаются «Поздравила любимую подругу с днем рождения», «Папа купил маме билет на концерт любимой певицы. Мама рада!», «Вместе пошли домой» (селфи трех одноклассников), «Сестра подарила мне селфи-палку для телефона. Теперь мои блоги станут интереснее»… Главное - поставить галочку?

Любовь Кочнева, директор гимназии №7, заслуженный учитель РТ и РФ, почетный гражданин Казани:

- Когда объявили, что дети должны фиксировать добрые дела, у меня сразу возникла досада и ощущение какого-то предательства по отношению к ребенку. Все религии мира учат: сделал доброе дело – утопи, забудь про это. А у нас теперь сызмальства учат трубить об этом, собирать «лайки», клеить какие-то значки, считать, сколько добрых дел сделал. Кто больше собрал, тот молодец?.. Инициаторы проекта, видимо, хотели провести аналогию с тимуровским движением, популярным в советские годы. Как учитель русского языка и литературы я им напомню, что Тимур и его команда из произведения Гайдара помогали людям под покровом ночи: кололи дрова одиноким старикам, носили воду… И никто не знал, чьих рук это доброе дело.

В моем понимании делать добрые дела для галочки антипедагогично. Этот регламент обязаловки напоминает мне известный сюжет из «Ералаша»: пионеры переводят через дорогу бабушку, на полпути им кричит одноклассник: «Ребята, это не наша бабушка! Наша живет на другой улице!» Они бросают растерянную старушку посреди дороги и убегают…

  На мой взгляд, это порочный проект, по форме он винегрет, по содержанию — воспитание тщеславия, одного из человеческих пороков. Он девальвирует само понятие добра, которое делается по зову души и совести. Это лицемерная педагогика! Научить детей нравственным ценностям с помощью хвастливых отчетов нельзя, необходим личный пример взрослых... 

  В глупом положении оказались и учителя: роо заставляют школы сдавать отчеты о количестве сделанных учениками добрых дел. Причем добро поделено на шесть категорий: забота о малышах, помощь семье, забота о пожилых, о природе… К примеру, в 2016/2017 учебном году мы насчитали, что наши 70 первоклассников записали почти 20 тысяч добрых дел! Что дети пишут? Помыл посуду, погулял с братиком или с собачкой, угостил товарища конфеткой... Но какой же это добрый поступок? Это норма для каждого воспитанного ребенка. Словом, учителя считали и вздыхали: не добро, а фикция какая-то. Буду откровенна, педагогов угнетает эта показуха и лицемерие. Я уже не говорю о том, что с учителей требуют отчеты о проведенных уроках добра обязательно с участием медийных лиц...

- Этот «порочный проект» поддерживает мэр Казани. Не боитесь его негативной реакции? – поинтересовалась у директора гимназии корреспондент «ВК».

- Правды никогда не боялась. Нашего мэра, Ильсура Раисовича, я искренне уважаю. Он созидатель. Казанью лично я начала гордиться со времен Метшина. И я совершенно точно знаю, что он много помогает людям и никогда этого не афиширует. Вот так и надо делать! Тихо, без свидетелей. На мой взгляд, мэра кто-то грубо подставил с этой антипедагогичной идеей. Лучше бы он не «Дневник добрых дел» с наклейками, который стоит 266 рублей, а сборник народных сказок каждому первокласснику дарил — из них о добре и зле гораздо больше можно узнать.

Артем Кузнецов, председатель общественной организации «Многодетные семьи РТ»:

- Скоро «Дневник добрых дел» получит моя младшая дочь. И я не вижу в этом ничего плохого. Я держал этот дневник в руках, когда меня приглашали на уроки добра в школы, объяснял детям, что спасти утопающего или поймать браконьера в лесу — это добрый поступок, а убрать в своей комнате игрушки или полить цветы — обычное дело. Нашим детям нужно об этом говорить, потому что они не смотрят мультики про Винни-Пуха или крокодила Гену. У них свои герои - Бэтмен и Барби. 

  Хотя вопросы к проекту у родителей, конечно, возникают. К примеру, некоторых беспокоит, что дети публикуют на портале свои персональные данные и фотографии. Но ведь ведение дневника — дело добровольное. К тому же все прекрасно понимают, что первоклассник не способен самостоятельно вести дневник — он еще не умеет писать, выкладывать снимки. За него это делают родители. Они принимают решение, что выставить на всеобщее обозрение, а что нет. По этой причине я считаю, что внедрять этот проект в 1-х классах рановато. Дети еще несмышленыши, им сказали «поставь палочку» - они поставят. Начинать говорить о нравственности надо в средних классах, когда школьники уже осмысленно смотрят на мир.

Рустам Батров, эксперт по исламу АН РТ, общественный деятель:

- Мы сами в советском детстве соревновались, чей класс больше общественно полезной работы выполнит - звездочек соберет. Помню, как мы с одноклассниками ходили в детсад, помогали дворнику опавшие листья убирать, он нам потом справку выписал — тоже своя отчетность была! По этой справке классный руководитель нам звездочку выдал. А как мы искали глазами женщин с тяжелыми сумками! Помню, с другом решали, кто из нас из ее правой руки сумку возьмет, кто из левой. Женщина не хотела отдавать, мы выдернули, еле-еле дотащили...

Понятно, что в любом начинании могут быть перегибы, но в целом посыл проекта правильный — идея добра служит для детей маяком. Спасает от плена потребительских ценностей, прививает культуру взаимопомощи. На мой взгляд, пусть лучше дети собирают «лайки» за свои добрые поступки, чем за фото пиццы или новых кроссовок в «Инстаграме». Пусть лучше щеголяют хорошими делами, чем благосостоянием родителей. Проект показывает детям, что помогать другим тоже увлекательно. Вообще идеи «Доброй Казани» мне очень близки, я сам в рамках этого проекта участвовал в благотворительном марафоне по сбору средств для детдома.