Экопереходы для животных, платный проезд для людей: все о новой трассе М-12

Рамиль АКБЕРОВ
Экопереходы для животных, платный проезд для людей: все о новой трассе М-12

Магистраль находится в финальной стадии готовности - на некоторых татарстанских участках трассы запустили движение, а полноценная дорога от Москвы до Казани будет готова к концу декабря. «Вечерняя Казань» посмотрела на объект в стадии «на выданье» и узнала, в чем уникальность магистрали, почему строители сравнивают ее с ребенком и не считают ли дорожники, что на трассе возникнут проблемы с инфраструктурой.

Первые участки М-12 сдали в эксплуатацию в 2022 году - сейчас функционируют четыре этапа магистрали протяженностью 415,5 километра. 8 сентября начали движение на всей части трассы от Москвы до Арзамаса. К концу года сдадут участок Москва - Казань, и время проезда между двумя столицами уменьшится с 12 до 6 часов. А до этого, в ноябре, запустили движение на участке от города Шумерля в Чувашии до татарстанского села Шали неподалеку от Казани. Длина этой части дороги 153,8 километра, а всего отрезок от Москвы до Казани - 810 километров. Причем с другими трассами «Восток» пересекаться не будет. Как сообщает госкомпания «Автодор», заказчик строительства магистрали, особенность объекта - большое количество сопутствующей инфраструктуры, На каждые пять километров - мост, эстакада, экодук (переход для животных) или развязка. В перспективе на всей протяженности дороги планируют установить станции для электрокаров.


МОСТОВИКИ ДАЮТ ВЕКОВУЮ ГАРАНТИЮ, НО ПОКА БЕЗ ИСПЫТАНИЙ


До того, как показать часть участка, который откроют в ноябре, журналистам снова продемонстрировали мост через Волгу, стыковку которого закончили в августе. Сооружение уже практически готово, дожидается конца финальных работ и готовится к открытию в декабре. Для возведения самого большого моста на М-12 пришлось затратить громадные ресурсы - только для строительства опор мостовики использовали 82 тысячи кубометров бетона, по размерам это - больше 30 полных олимпийских бассейнов.

- Мы сейчас с вами находимся в районе первой опоры строящегося моста через Волгу на автодороге М-12. Это самое протяженное искусственное сооружение на всей автодороге М-12, его длина - 3362 метра. Высота опоры в месте, где мы стоим - около 50 метров, это как четырнадцатиэтажный дом, - рассказал начальник производственной службы КУП «Казань» АО «Дороги и мосты» Михаил Новоселов.

Мостовик дежурно подчеркнул, что возведение объекта идет с опережением предварительного графика на полгода. А строители гарантируют, что мост прослужит как минимум 100 лет. Но испытаний сооружения пока не было, их проведут после установки барьерного ограждения и опоры защиты.



- Я бы не стал сравнивать этот мост с другими. Сооружение через Волгу - это уникальный объект. Вы же своего ребенка ни с кем не будете сравнивать, правда? Вот и с мостом так же, мы в него душу вложили, - ответил Новоселов на просьбу корреспондента «Вечерней Казани» сравнить мост через Волгу с другими подобными сооружениями.

А на правом берегу Волги сейчас идут работы по благоустройству откосов и озеленению - о них рассказал руководитель восьмого этапа строительства М-12 Рашит Хазипов. Для экологичности и эстетики в конце работ проведут планировку откосов земляного полотна. После надвинут почвенный растительный слой - гидропосевом трав либо устройством биоматов - это такой геотекстильный материал, внутри которого вшиты семена трав, впоследствии они прорастают и укрепляют свои корневые системы. Также у водных объектов рядом с магистралью, будь это маленький ручей или большая река, построят локальные очистные сооружения - вся вода, которая собирается с трассы, стекается туда, проходит пять этапов очистки и только после этого поступает в сам водоем.

- Большое внимание уделено вопросам безопасности. На всей трассе нет барьеров, шлагбаумов. Все пересекающие магистраль дороги перепускаются либо над трассой М-12, либо трасса М-12 проходит над какой-то пересекаемой дорогой. Дорога полностью освещена. Используется краевая разметка структурного типа, при наезде на нее происходит вибрация, и водитель понимает, что он съезжает с полосы движения. Это, в том числе, и защита от засыпания водителя, - рассказывает о мерах, которые должны свести аварии на новой трассе к минимуму, Хазипов.



Актуальный вопрос - наличие на трассе многофункциональных зон, где можно заправить автомобиль, выпить кофе и просто отдохнуть. Как сообщил корреспонденту «Вечерней Казани» Хазипов - таких зон на татарстанском участке трассы будет шесть, по три с каждой стороны движения - в Лаишевском районе у села Егорьево, Верхнеуслонском - около деревни Вахитово, и Кайбицком - близ села Большие Кайбицы. Четыре заработают в этом году, два - в следующем. На всей трассе от Москвы до Казани будет 32 многофункциональные зоны. Сам дорожник считает такое число зон отдыха в Татарстане достаточным. Но на просьбу прокомментировать слухи, что власти республики недовольны столь малым количеством сопутствующей инфраструктуры, тактично промолчал.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕННЫЙ МОСТ КОРОМЫСЛОМ

Следующая локация в «смотринах» татарстанской части М-12 - мост через реку Свиягу, соединяющий Апастовский и Кайбицкий районы. Протяженность сооружения - 1,36 километра, ширина 20 метров. Возводили объект с помощью технологии непрерывного бетонирования. Кроме данной трассы, в России она нигде не применяется. Движение по мосту запустят в декабре.



- Методом навески агрегатов в обе стороны с шагом в 4 метра велось постоянное омоналичивание. Внизу не было никаких подпорных стенок, мост заливается методом коромысла. На устойчивости моста метод никак не сказывается, - рассказал журналистам директор по строительству транспортной инфраструктуры дочерней компании головного Автодора, СК «Автодор» Ильдар Ярулин.

Спикер дополнительно пояснил корреспонденту «Вечерней Казани», что технология непрерывного бетонирования, по которой и возведен мост, пришла в Россию из-за рубежа - используется она в Турции, Азербайджане и странах Западной Европы.

После мостов показали журналистам и ту часть трассы, по которой движение пойдет уже в ноябре. Как рассказал руководитель проекта седьмого этапа строительства трассы М-12 в госкомпании «Автодор» Дмитрий Костин, на его части дороги, длина которой составляет 82 километра (72 в Татарстане и 10 в Чувашии), возведено 35 искусственных сооружений, мостов, путепроводов и экодуков. Установили 4250 опор освещения и барьерные ограждения вдоль дороги. Применение при строительстве полимерного бетона и монолитного бетонирования увеличило стойкость покрытия - от плюс 50 до минус 40 градусов по Цельсию.

НЕЯСНОСТЬ С ЦЕНОЙ ПРОЕЗДА И УДОБСТВА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

- Как вы знаете, вся трасса у нас построена в рекордные сроки. Не исключение и ее седьмой этап - контракт с генподрядчиком СК «Автодор» заключили в октябре 2020 года и за три года возвели объект с нуля. Раньше на этом месте были поля и леса, - бодро отчитался Костин.

Конечно, всех волновал вопрос цен проезда по платной дороге - на эти вопросы спикер ответил, что информации по цене у него нет, но вот проезд на участке трассы от Москвы до Арзамаса стоит 2800 рублей.



- На протяжении трассы возвели экодуки для перехода животных - кабанов, лосей, зайцев - в общем, всей местной фауны. Проводились инженерно-экологические изыскания, изучались тропы миграции животных. Именно на этих участках, где миграция животных, были возведены экодуки (переход дороги для животных сверху) и биопереходы (снизу). Животные будут идти по тропам, которыми ходили столетиями. Как вы знаете, на всём протяжении трассы, для избежания выхода животных на дорогу, установлены ограждения. Их не будет только на местах, где нет переходов для животных, - поведал спикер.