Эксперимент в "Гусельках" или Детская болезнь левизны

Айгуль ШАРАФИЕВА
Эксперимент в "Гусельках" или Детская болезнь левизны

Эксперимент по воспитанию левшей-вундеркиндов вот уже на протяжении десяти лет проводят психологи в Зеленодольске. И результаты, оказывается, есть: если леворуким детям преподавать науки по методике, специально разработанной для их особенного восприятия, то они значительно опережают в развитии своих сверстников-правшей, утверждают психологи.

Количество левшей все время сокращается: в каменном веке леворукой была половина человечества, в бронзовом - четверть, а сейчас их всего 5%. Психологи бьют тревогу: левши - люди творческие, а их все меньше из-за "праворукой" системы образования.

Детский сад "Гусельки" в Зеленодольске - единственное место в Татарстане, где маленьких левшей воспитывают не как правшей, а с учетом всех их особенностей. Например, физрук просит детей выполнять разные кинезиологические упражнения: глазки - влево, язык - вправо. Это активизирует разные структуры мозга одновременно и развивает способности детей. А еще малыши в этом детсаду говорят воспитательнице не только что им хочется "пи-пи", но и рассказывают про то, что у них "страшилка проснулась". "А как выглядело чудище, как его можно победить?" - педагог тут же подробно расспрашивает малыша о посетивших его страхах.

"Дети-левши склонны к фобиям", - пояснила корреспонденту "ВК" это странное детсадовское правило консультант эксперимента,  завкафедрой психолого-педагогического образования Казанского филиала Московского института гуманитарного образования Людмила Блинова. У левшей, как известно, доминирует правое полушарие, отвечающее за подсознание - интуицию, образы, фантазии. Отсюда их интуитивность, креативность, эмоциональность и тревожность. "А когда малыш проговаривает страхи, то он учится цивилизованно переносить их и развивает "отстающее" левое, аналитическое полушарие", - говорит Блинова.

Людмила Блинова - один из самых востребованных практикующих психологов в Татарстане, автор популярных книг про "особенных" детей: гиперактивных, одаренных, с нарушениями поведения, выраженными в виде агрессии, тревожных, леворуких.

Лет десять назад у нее родилась внучка-левша, тогда-то Людмила Федоровна с удовольствием взялась  консультировать уникальный эксперимент и со школьниками-левшами. Его затеяли педагоги обычной зеленодольской школы. Они захотели попробовать преподавать левшам предметы не по привычной системе образования, а по совершенно новой. Собрали в одном классе восемнадцать леворуких третьеклассников и дали им леворукую же учительницу. На вооружение взяли все последние достижения психолого-педагогической науки, касающиеся левшей.

Например, известно, что они видят ситуацию целостно, а решения принимают молниеносно: в наглядно-образном виде, в виде звуков или моделей. Поэтому учительница во время эксперимента сначала один раз объясняла детям весь материал полностью, со всеми нюансами, а потом на какое-то время оставляла в покое, давая возможность "вдруг и спонтанно увидеть" собственное решение. Правда, когда решение приходило, левшам было нужно время, чтобы "перекодировать" его в слова. И педагоги тренировали у школьников скорость этого процесса. 

А еще психологи выяснили, что левши лучше воспринимают текст, написанный белым по-черному. А в ученических тетрадях все наоборот, поэтому под прописи детям - участникам эксперимента, подкладывали темный фон. Еще левшам разрешали пользоваться в тетрадях закладками-трафаретами, потому что они плохо ориентируются в пространстве и могут писать ответ одной задачи над другой. Позволяли "жамкать" игрушку во время объяснений, ведь доказано, что когда ребенок пытается гармонизировать слуховое и зрительное восприятие, ему нужна активность рук. И еще много других упражнений, хитростей и ноу-хау использовали педагоги в этом эксперименте.

- Поначалу результаты были прекрасные, - вспоминает Людмила Блинова. - Левши на целый год обогнали своих сверстников-правшей. Но в пятом классе у них должны были появиться новые предметы: алгебра, физика и химия. И выяснилось, что преподавать их по-особенному левшам никто пока не умеет. Тогда экспериментальный класс решили расформировать. Левшей распределили по другим классам. И тут начались неприятности. Выяснилось, что выросшие в "особых" условиях левши с трудом приспосабливаются к "праворукой" системе образования, да еще и входят в конфликт с правшами.

Правши дразнили творческих левшей "чокнутыми ботанами", а те, не соизмеряя адекватности ответа, дрались, впадая чуть ли не в состояние аффекта. "Тогда задумались о необходимости инклюзии, как на Западе, - это когда разные дети - здоровые и с разными особенностями, с малолетства учатся в одном классе, адаптируются друг к другу, - говорит Людмила Блинова. - Министерства образования и здравоохранения РТ хотели начать эксперимент еще в 2013 году, а за рубежом эта система существует давно. Правда, там к каждому "особенному" ребенку в классе приставлен тьютер - свой специалист. Не уверена, удастся ли это осуществить в России. Но наш вуз готовит таких специалистов".

Блинова рассказала, что буйных левшей из экспериментального класса удалось усмирить, только когда им поручили создать креативную секцию борьбы. А еще, учитывая, чем закончился эксперимент со школьниками, левшей-дошколят в детском саду "Гусельки" сейчас решили не объединять в отдельную группу: их собирают вместе только на 15 минут - ежедневно, до завтрака, на "особенные", предназначенные только для левшей занятия.