Электрички снова сбегают от пассажиров
Правительство России предлагает передать электрички, находящиеся в собственности РЖД, пригородным пассажирским компаниям, чтобы «повысить эффективность пригородных перевозок и сделать более прозрачным тарифообразование». В Татарстане инициативу восприняли без энтузиазма.
Сразу четыре области - Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская - отменили на днях ряд маршрутов следования пригородных поездов, восстановленных в феврале 2015 года по требованию президента России.
Напомним, что 1 января 2015 года в 37 российских регионах объявили об отмене 312 электричек. Вопль отчаяния обездоленных пассажиров оказался столь громок, что достиг ушей Владимира Путина, который отреагировал на ситуацию удивленным «Вы что, с ума сошли, что ли?». В итоге железнодорожники и чиновники совместными усилиями вернули пассажирам все 312 маршрутов, правда, цены за проезд в электричках оказались столь высокими, что лучше бы их не возвращали. В итоге маршруты вновь пришлось отменять...
В Татарстане с начала года отменили лишь два поезда, "из соображений целесообразности". Так что ни горечи утраты, ни радости от возвращения электричек татарстанцы особо не почувствовали.
Как выяснилось, на фоне скандалов с электричками ОАО «Российские железные дороги» разослало в регионы письма, в которых предложило местным властям забрать себе и электропоезда, и депо. Ведь сейчас система работает следующим образом: пригородные пассажирские компании (в Татарстане это ОАО «Содружество») арендуют у РЖД подвижной состав, инфраструктуру и организуют перевозки. А региональные власти выступают заказчиками этих перевозок, оплачивая их из своего кармана.
Суммы аренды, надо сказать, немалые: по данным, которые предоставили «Вечерней Казани» в ОАО «Содружество», за 100 км пути и 2,5 часа времени аренды подвижного состава типа ЭД9Э шестивагонный (такие поезда, например, курсируют на маршруте Казань - аэропорт) - надо заплатить 26 тысяч 246 руб.; аренда на тех же условиях цельнометаллического вагона (тепловоз плюс три вагона) обойдется в 26 тысяч 785 руб., а аренда одновагонного рельсового автобуса - в 28 тысяч 133 рубля.
В начале нынешней недели Кабинет министров России продублировал инициативу РЖД по передаче электропоездов пригородным пассажирским компаниям. Правда, «передать» не значит «подарить». Детали этого процесса пока не прописаны, но предполагается, что регионам - получателям «подарка» придется изрядно раскошелиться. Электрички могут перейти в собственность пригородных пассажирских компаний (ППК) при условии, что регион согласится внести в уставный капитал сумму, соразмерную стоимости имущества. Получается, что монополия поддержит пригородные компании имуществом, а регион - деньгами.
В пресс-службе Минтранса РТ, куда «Вечерняя Казань» обратилась за комментариями по поводу правительственной инициативы, нам дали краткий ответ: «Приобретение у РЖД подвижного состава не планируется». А вот в пресс-службе ОАО «Содружество» ответили, что «данный вопрос обсуждается и проводятся предварительные расчеты».
Кроме Татарстана предложение взять «под крыло» беспокойное хозяйство сделано Московской, Ростовской, Свердловской, Кировской, Волгоградской областям, Петербургу, Удмуртии и Забайкалью.