Электробус проиграл: экологичный транспорт для Казани оказался нерентабельным
В Казани курсируют 106 трамваев и 182 троллейбуса, которые ежедневно перевозят по 142 тысячи человек. Всего на балансе Казани 30 тяговых подстанций и 132 километра трамвайных путей, большинство из которых необходимо ремонтировать. На это может уйти четыре с половиной миллиарда рублей, однако заменить их попросту не могут - средств на все нужды не хватает. МУП «Метроэлектротранс» испытывает ещё одну серьёзную проблему - кадровый голод. Причина та же самая: нехватка денег на оплату труда. Что уж говорить о новом транспорте в виде электробуса, который, как выяснилось, даже не способен конкурировать с троллейбусами.
В этом году столица Татарстана отмечает 75-летие с открытия троллейбусного движения. Казань стала десятым городом, в котором появился свой троллейбус. Первый маршрут соединил Авиастроительный район и центральную часть города (ныне площадь Габдуллы Тукая). Уже к концу двадцатого века все семь районов города были связаны троллейбусными путями, что значительно сокращало время перемещения из одного конца города в другой. Развитие шло полным ходом: появлялись маршруты и троллейбусы нового поколения, однако с недавнего времени эта сфера оказалась в запустении. Новых троллейбусов МУП «Метроэлектротранс» не видел уже несколько лет. К слову, самому «старому» транспорту около 15 лет.
Прошлым летом МУП «Метроэлектротранс» совместно с Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта провели оптимизацию трамвайно-маршрутной сети. Были введены три новых маршрута, пассажиропоток увеличился на 22%, при этом удалось уменьшить время ожидания на самом протяжённом участке. Несмотря на нововведения, остаётся самая главная проблема, влияющая на работу троллейбусов, - катастрофическая нехватка кадров.
Всего в Казани в транспортной сфере работает около 2000 сотрудников. Из них 251 водитель троллейбуса и 280 кондукторов. Как минимум не хватает 196 водителей и 350 кондукторов в троллейбусах и трамваях. На научной конференции «От троллейбуса к ТУАХ - эволюция подготовки кадров для отрасли ГЭТ в условиях появления новой техники» обсудили эту проблему - она коснулась не только Татарстана. К примеру, в Санкт-Петербурге не хватает 40% персонала.
Решение проблемы казанский Метроэлектротранс увидел в увеличении зарплат до 67 тысяч рублей и создании комфортных условий в виде общежитий (в них проживают 595 человек). Однако помогают эти «бонусы» не сильно, поэтому город решился на установку валидаторов.
- Для минимизации рисков невыпуска подвижного состава по причине отсутствия персонала решено было реализовать бескондукторную систему оплаты проезда. Всего в первую очередь мы оборудуем 93 единицы подвижного состава, - заявил Ильдар Шакиров, заместитель руководителя исполнительного комитета города Казани, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли.
В следующем году на очереди ещё 143 троллейбуса и трамвая. Система будет установлена в новых троллейбусах, которые были привезены в Казань из Минска. Всего к концу месяца по столице республики будут курсировать 25 троллейбусов. На них потратили более 600 миллионов рублей. Из-за изменений не только во внешнем виде, но и в управлении, 14 водителей и 4 инженера были отправлены на обучение в Беларусь.
Новые методы обучения сейчас вовсю продумывают и в России. Они должны позволить людям быстро и качественно обучиться необходимым навыкам.
- Мы планируем исключить стажировку и, таким образом, сократить общее количество часов, - заявила заместитель начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения Минпросвещения Юлия Чекушина.
Раньше программа обучения занимала 838 часов, теперь планируются сократить до 552 (212 часов практических занятий, остальное теория). Но с таким сокращением не согласны многие владельцы автотранспортных предприятий, поскольку для водителей фактически сокращается практика. Ими уже были поданы заявления на изменения в программе. Минпросвещения должно рассмотреть их до окончательного утверждения учебного плана.
В Казани тем временем идёт активная смена старых троллейбусов 2009-го, 2013 годов на новые. Однако о введении «современнейших» электробусов речи пока не идёт. Как выяснилось, в России уже были проведены исследования по этому поводу.
Как отметил Денис Минкин, президент МАП ГЭТ, председатель Совета ОООР «ГЭТ», электробусы оказались попросту нерентабельны.
В первую очередь дело в затратах на электроэнергию и техническое обслуживание. Старые добрые троллейбусы в этом плане очень просты. Для того, чтобы купить один экологичный электробус, понадобится от 30 до 50 миллионов рублей, новые же троллейбусы Казани удалось закупить по 25 миллионов рублей.
Кстати, столица Татарстана уже однажды экспериментировала с электробусами. В 2021 году он работал в тестовом режиме по маршруту № 3. За три месяца работы транспорту удалось перевезти более 30 тысяч пассажиров. Однако после «пробного» периода электробус решили не оставлять в городе. Главная причина отказа - отсутствие нужной электрозарядной инфраструктуры, которая явно влетит Казани в копеечку. Менять троллейбусные сети на новые невыгодно: пока не могут отремонтировать даже имеющиеся. Именно поэтому решили попросту сменить старые троллейбусы на 25 новых. Они должны хоть как-то помочь инфраструктуре, поскольку сейчас уже 73% парка изношено.
Фото: Марат Мугинов / Денис Гордийко / мэрия Казани
МУП «Метроэлектротранс»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»