«Это не просто ошибка, а государственное преступление!»: сосны Корабельной рощи в Татарстане пустят под топор ради экономии средств

Евгений АКСЕНОВ
«Это не просто ошибка, а государственное преступление!»: сосны Корабельной рощи в Татарстане пустят под топор ради экономии средств

То, что строительство нового участка трассы М7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска с мостом через Каму в районе села Котловка является стратегической ошибкой, чреватой экологическим бедствием для города нефтехимиков и транспортным коллапсом на федеральной трассе, доказывает экс-депутат Нижнекамского горсовета Николай Максимов. По его мнению, выбор более дешевого варианта строительства из двух возможных - не что иное, как государственное преступление. Своими аргументами он поделился с «Вечерней Казанью».

На днях бывший депутат, а ныне правозащитник Максимов опубликовал в соцсети видео, на котором в пух и прах изругал проект строительства обходной дороги, ради которого придется вырубить часть знаменитой нижнекамской Корабельной рощи, а город нефтехимиков в итоге получит дополнительную нагрузку на свою экологию в виде выхлопных газов от 50 тысяч автомобилей в сутки.

- Необходимость строительства ответвления федеральной трассы М7 «Волга» вокруг Челнов и Нижнекамска назрела давно. Уже сегодня расчетная пропускная способность автодороги над плотиной Нижнекамской ГЭС превышена в два с лишним раза, - рассказал корреспонденту «Вечерей Казани» Николай Максимов. - Изначально предполагалось, что первый участок обходной дороги со стороны Казани будет проложен со строительством моста через Каму в районе села Соколка Мамадышского района. Однако в апреле 2021 года, когда этот вопрос рассматривался на совещании у вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, он заявил, что такой вариант строительства слишком дорог - на 23 миллиарда рублей дороже, чем второй вариант, предусматривающий более короткий путь, со строительством моста через Каму в районе села Котловка Елабужского района. В итоге именно второй вариант стоимостью 38 миллиардов рублей и был утвержден на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях. Но я считаю, что прокладывать дорогу возле Котловки - это не просто ошибка, а самое настоящее государственное преступление!

В доказательство своих слов экс-депутат нижнекамского горсовета приводит следующие аргументы. При выборе экономварианта строительства весь поток автотранспорта, идущего по М7 с востока на запад (а это 50 - 70 тыс. машин в сутки, большая часть из которых - фуры), разделившись на две части перед Набережными Челнами, снова соединится после прохождения моста через Каму и хлынет на Мамадышский мост через Вятку, который не рассчитан на такую нагрузку. Это чревато постоянными заторами и авариями на мосту и даже обрушением самого моста. «Вся трасса раком встанет!» - образно выразился экс-депутат. А при выборе варианта с Соколкой два автомобильных потока сольются в один уже после Мамадышского моста через Вятку и проходимость трассы М7 не снизится, а возрастет.

Кроме коллапса на участке федеральной трассы Максимов прогнозирует серьезные экологические последствия от строительства дороги через Котловку.

- Во-первых, оно предполагает частичную вырубку Корабельной рощи, которой посвящена самая знаменитая картина Ивана Шишкина и которая является легкими для нашего города, население которого страдает от соседства с гигантскими химическими предприятиями, - отметил экс-депутат. - Нижнекамские власти заявляют, что для строительства дороги планируется вырубить всего один процент Корабельной рощи, площадь которой составляет 1700 га. Но по другим данным, площадь вырубки составит почти два процента. В любом случае непонятно, зачем губить вековые сосны, если можно этого не делать. Во-вторых, дорога с плановой проходимостью порядка 50 тысяч машин в сутки будет проложена вблизи детских лагерей отдыха «Юность», «Чайка» и «Олимпиец», а также двух больших дачных массивов - значит, детям и дачникам придется дышать выхлопными газами вместо свежего воздуха. Наконец, генплан Нижнекамска предполагает развитие города только в западном направлении, поскольку больше ему расти некуда: с одной стороны - лес, с другой - Кама, с третьей - химпредприятия. Значит, чем больше будет новостроек, тем ближе они окажутся к этой дороге. А роза ветров в Нижнекамске такова, что почти всегда дует западный ветер, то есть выхлопы накроют весь город.

По словам Максимова, он не относится к «диванным» критикам власти и излагал свои доводы не только в соцсетях, но и в письмах во всевозможные официальные инстанции, в том числе премьеру и президенту России.

- Президенту Путину также было направлено аналогичное коллективное обращение от жителей Нижнекамска, под которым подписались 2090 человек, - отметил правозащитник. - Насколько я знаю, правительство Татарстана предлагало федеральным властям вернуться к первоначальному варианту строительства. Вице-премьер России Хуснуллин против этого не возражал, но заявил, что в таком случае разницу в 23 миллиарда рублей придется покрыть из республиканского бюджета. Но там, увы, таких денег не нашлось, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что в 2021 году Татарстан перечислил в федеральный бюджет налогов и сборов на сумму более одного триллиона рублей. Удивительно, почему их не нашлось в федеральном бюджете.

- В ответ на ваше видео в соцсети появились комментарии, что, выступая против строительства дороги через Котловку, вы якобы лоббируете интересы неких бизнесменов-землевладельцев, у которых государству пришлось бы выкупать землю в случае, если бы дорога пошла по первоначальному варианту - через Соколку. Клевещут? - спросил у Максимова корреспондент «ВК».

- Я лоббирую только интересы жителей Нижнекамска, - парировал упреки экс-депутат.

«Вечерняя Казань» также поинтересовалась в исполкоме Нижнекамского муниципального района, какую позицию занимают районные власти по поводу предстоящего строительства обходной дороги, какой из двух вариантов для них предпочтительней, проводилась ли оценка на окружающую среду экономварианта и обладает ли этот вариант кроме минусов плюсами для экономики и логистики города и района.

В исполкоме ответили, что строительство дороги обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, являющейся участком федеральной трассы, «имеет стратегическое значение для Татарстана» и пообещали посадить вместо вырубленных деревьев в Корабельной роще новые: 

«Обходная дорога позволит вывести из города транзитный транспорт, идущий по трассе М-7 через Набережные Челны, и более чем на час сократит время пути от Нижнекамска до Казани. Проектная документация по первому этапу строительства передана ФАУ «Главгосэкспертиза России». После получения положительного заключения экспертизы будет известна трассировка. 

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Лесным кодексом РФ после строительства линейного объекта будет проведено компенсационное лесовосстановление и лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в срок не позднее трех лет после произведенной рубки»