«Это путь из ниоткуда в никуда»: экоактивисты выступают против амбициозного проекта строительства канатной дороги через Казанку

Евгений АКСЕНОВ
«Это путь из ниоткуда в никуда»: экоактивисты выступают против амбициозного проекта строительства канатной дороги через Казанку

Проектировать канатную дорогу начинают в Казани, несмотря ни на какие политические и экономические вызовы. Планируется, что канатка протяженностью около 3 км наискосок свяжет два берега реки и будет иметь три станции: «ЦПКиО им. Горького», «Урам» рядом с одноименным экстрим-парком на Кремлевской набережной и «Спортивная» возле «Ак Барс Арены». Однако экоактивисты считают, что от реализации проекта стоимостью 3 млрд рублей будет намного больше вреда, чем пользы.  

Напомним, что почти полвека назад в Казани уже была канатная дорога протяженностью около 300 метров, которая связывала парк Горького с пляжем на Казанке. Ее запустили в 1979 году, но через пять лет из-за частых поломок законсервировали, а окончательно разобрали во время строительства моста «Миллениум». К идее строительства нового фуникулера вернулись спустя многие годы, после того как неплохо зарекомендовала себя построенная в 2012 году канатная дорога над Волгой между Нижним Новгородом и городом Бор в Нижегородской области.

В 2014 году Минтранс РТ обнародовал планы по строительству к чемпионату мира по водным видам спорта - 2015 сразу двух канатных дорог над Казанкой: между НКЦ «Казань» и «Татнефть Ареной» и между «Корстоном» и Дворцом водных видов спорта, но идею так и не воплотили в жизнь. Та же участь постигла и включенный в Программу развития транспортной системы РТ до 2020 года проект строительства канатной дороги между НКЦ «Казань» и развлекательным комплексом «Ривьера» (ныне уже снесенным). Много разговоров было и о необходимости строительства канатной дороги над Волгой между Казанью и Верхним Услоном, которая сократила бы путь между ними на 50 км.    

Нынешний вариант канатной дороги между парком Горького и «Ак Барс Ареной» был презентован в виде эскизного проекта на заседании инвестиционного совета РТ 27 декабря прошлого года. Как заявил на презентации гендиректор ООО «Казанские канатные дороги» (создано летом 2021 года) Денис Белов, объем инвестиций в сооружение канатки, которая «пройдет через парковую зону Русско-Немецкой Швейцарии и откроет замечательный вид на зеленые городские зоны», составит 3 млрд рублей.  

После презентации Рустам Минниханов дал добро на реализацию проекта. А на днях стало известно, что проект одобрил и Комитет РТ по охране объектов культурного наследия, признав, что запланированные под строительство территории площадью около 3 га, в том числе расположенные в акватории Куйбышевского водохранилища, «не имеют признаков древних захоронений» и вполне могут быть использованы «для проведения любых хозяйственных работ». В итоге инвесторы заказали разработку проекта канатной дороги.  

 - Не берусь судить о наличии культурного слоя, но то, что строительство канатной дороги нанесет огромный урон особо охраняемой природной территории «Русско-Немецкая Швейцария», - совершенно точно. Поэтому мы выступаем против этого проекта, - заявил «Вечерней Казани» экоактивист, создатель группы «Защита Казанской Швейцарии» Тимур Ескараев. - Согласно эскизному проекту, под канатку планируется устанавливать гигантские бетонные опоры со сторонами 8 на 8 метров, а их фундамент под землей вообще будет иметь площадь 16 на 16. Представляете, сколько деревьев для этого придется вырубить? А главное, для чего? Я считаю, канатная дорога - это путь из ниоткуда в никуда. Мне сложно представить жителя Ново-Савиновского района, который по продуваемому всеми ветрами пустырю вдоль Казанки пойдет на станцию «Спортивная» за «Ак Барс Ареной», чтобы отправиться на фуникулере на другой берег в парк «Урам». Остановка «Футбольный стадион» - настолько пустынное и неуютное место, что там даже общественный транспорт не всякий раз останавливается. А в парк Горького зачем ползти на фуникулере, если туда можно быстрее и дешевле доехать на автобусе? Я считаю, что это полная ерунда. Если говорить о канатной дороге в Нижнем Новгороде, то надо учитывать, что там она ведет в город Бор с почти 80-тысячным населением, которое чуть ли не в полном составе каждый день ездит в Нижний на работу на фуникулере, сокращая себе путь на 24 километра. Разовый билет на канатку там стоит 100 рублей, при покупке абонемента на десять поездок цена проезда снижается до 82, на двадцать - до 78 рублей. Какой же должна быть цена билета на казанской канатной дороге, чтобы она хоть когда-нибудь окупилась?

Категорически против строительства канатки над Казанкой и доктор биологических наук, профессор КФУ Нафиса Мингазова.

- Недавно услышала фразу «мы любим увлекаться грандиозными проектами, особенно в тяжелое время». По-моему, это как раз тот самый случай, - считает авторитетный эколог. - Разумеется, это масштабное сооружение окажет серьезное негативное влияние на Казанку. Часть бетонных опор будет возводиться прямо в акватории реки, и, насколько мне известно, они поднимутся над уровнем воды как минимум на 40 - 50 метров, а то и выше. Фактически это будет конструкция размером с одноподъездную многоэтажку, а площадь фундамента жилого дома в среднем составляет треть его высоты. Наша Казанка, которая является памятником природы, и так уже серьезно пострадала в результате многочисленных намывов, а теперь ей уготовили еще одно испытание, в результате которого пострадает не только русло реки, но и подземные, грунтовые воды.  

«Вечерняя Казань» также поинтересовалась мнением архитектора по поводу грядущего строительства канатной дороги через Казанку.

- В отличие от экологов, я считаю, что засыпка Казанке только на пользу. Дело в том, что в пределах города река резко теряет скорость течения, в результате мы имеем сильное заиливание, гниение воды на мелководье, сине-зеленые водоросли. Если сузить русло до такой степени, что течение усилится, то река сама себя вылечит, - обосновал свою позицию соавтор проекта мечети Кул Шариф и автор Белой мечети в Болгаре Сергей Шакуров. - Думаю, что и строительство канатной дороги через Казанку не нанесет ей вреда. При этом я считаю, что какой-то утилитарной необходимости в строительстве такой дороги нет, потому что как транспортная артерия она абсолютно ничего не решает. Это чисто развлекательное сооружение, аттракцион. Но если у людей есть деньги на такие пижонские проекты, то это их проблемы. Хотя, на мой взгляд, если у кого-то много лишних денег, то гораздо интереснее и масштабнее было бы потратить их на канатную дорогу между Верхним Услоном и казанской Адмиралтейской слободой.