Этого "Идиота" надо смотреть как минимум дважды

Айсылу КАДЫРОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Спектаклем "Идиот" по роману Федора Достоевского завершился в понедельник первый день II Международного театрального форума "Науруз". Постановку выдающегося режиссера Эймунтаса Някрошюса играла труппа вильнюсского театра "Мено Фортас" на сцене Камаловского театра. Зал был переполнен.

Как говорят уже видевшие этого "Идиота" театроведы, хороший показатель - то, что в Казани только 30 процентов зрителей ушли задолго до конца этой сложнейшей постановки. Семьдесят процентов "высидели" почти что шестичасовой спектакль и устроили актерам овацию. Жаль, что невозможно было вызвать на поклон господина Някрошюса: режиссер в Казань не прилетел из-за проблем со здоровьем.

Премьера спектакля "Идиот" состоялась в Вильнюсе в июле 2009 года. Эймунтас Някрошюс вместе с 13 актерами исследовал и перенес на сцену практически все сюжетные линии романа Федора Достоевского. Сохранил режиссер и авторскую ремарку - 20-летний возраст героев...

После показа спектакль "Идиот" обсуждали участники форума "Науруз": специальное занятие семинара "Театральная критика и работа литературной части театра" вел театровед Нияз Игламов. Кстати, примерно за неделю до казанской премьеры литовского спектакля он объяснял на одной из пресс-конференций журналистам, что Някрошюс - крупнейшее явление в истории мирового театра. Фантазировал: "Через сто лет, когда театр умрет, но останутся театральные критики и театроведы (нужно же будет кому-то рассуждать о феномене театрального искусства?), обязательно появятся воспоминания о выдающихся театральных режиссерах прошлого. Я уверен: одним из первых вспомнят Някрошюса, он гений...".

На обсуждении спектакля литовского гения Игламов напомнил, что романы Достоевского изобилуют множеством евангельских реминисценций и мотивов. А "Идиот" настолько многозначен, что позволяет интерпретировать его сюжет в соответствии с одним из многочисленных фрагментов, составляющих Евангелие, а именно - повествованием о последней неделе земной жизни Спасителя, смысловым центром которой является описание распятия Христа. В этом ключе и трактовали на обсуждении литовскую постановку. Постановку монохромную, будто бы вне определенного времени, скромную на декорации, но богатую на метафоры.

 Говорили о пространстве сцены - пустом и черном, о висящих на ниточках дверях, ведущих в никуда. О сооруженном Мышкиным из чемоданов петербургском мостике... Про избыточных во всех своих проявлениях героев романа... И про то, что далеко не всем зрителям спектакли Някрошюса понятны с первого просмотра. Любопытно, кстати, что многие из зрителей первого спектакля собирались и на второй показ "Идиота" в Казани.

Вместе с "Идиотом" в рамках фестиваля-форума "Науруз" пройдет 6 спектаклей, 32 семинара, 3 мастер-класса, концерт и даже настоящий шаманский обряд камлания. Этот обряд могут увидеть все желающие 21 июня в железобетонном амфитеатре перед озером Кабан, начало - в 22.00.