«Федеральные сети заинтересованы в гибели конкурентов»: в казанских магазинах «Эдельвейс» откроются «Магниты» и «Пятерочки»?

Евгений АКСЕНОВ
«Федеральные сети заинтересованы в гибели конкурентов»: в казанских магазинах «Эдельвейс» откроются «Магниты» и «Пятерочки»?

Первая в Татарстане сеть супермаркетов «Эдельвейс», созданная в лихие 90-е местным предпринимателем Айратом Хайруллиным, похоже, сдается под натиском федеральных ретейлеров. По данным «Вечерней Казани», с октября 15 из 63 казанских магазинов сети «перепрофилируются» в «Пятерочки» и «Магниты», и, как предполагают эксперты, это лишь начало конца. В самом холдинге «Эдельвейс групп» информацию о сдаче своих магазинов в аренду конкурентам пока не прокомментировали.

В 1994 году, когда в стране царили хаос и нестабильность, в Казани открылся первый магазин «Эдельвейс». В течение нескольких лет супермаркеты с узнаваемыми фиолетово-желтыми вывесками росли в столице РТ как грибы после дождя, приходя на смену убогим советским гастрономам и радуя покупателей приличным ассортиментом и приятными ценами. Основатель сети, тогда еще совсем молодой, но уже успешный предприниматель Айрат Хайруллин, торговал в магазинах «Эдельвейс» в основном продукцией своих же предприятий: пивом, газировкой, «молочкой», тортами.

В 2003 году бизнесмен Айрат Хайруллин подался в большую политику, став депутатом Госдумы (в прошлом году он трагически погиб), а его империя потихоньку стала сыпаться в условиях развивающейся конкуренции. В 2006 году был продан завод «Красный Восток», в 2015-м - молочный завод «Эдельвейс-М». Теперь настал черед магазинов, которые со всех сторон окружили «Пятерочки» и «Магниты»?

- Совершенно очевидно, что региональным ретейлерам все тяжелее конкурировать в борьбе за товаропроизводителя и покупателя с федеральными торговыми сетями, которые сегодня стали практически монополистами на рынке розничной торговли продуктами, - прокомментировал «ВК» новость о закрытии 15 магазинов «Эдельвейс» зампредседателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. - И вполне возможно, что 15 закрывающихся магазинов «Эдельвейс» - это только начало. Ведь федералы продолжают свою экспансию, чему во многом способствует то, что «Пятерочка» и «Магнит» являются франшизами. Центральному офису не надо ломать голову над тем, где открыть новую торговую точку в Казани, Уфе или Барнауле. К ним каждый день приходит какой-нибудь ИП Тухватуллин или ИП Петров и предлагает разместить очередной магазин там, где, по его мнению, будет необходимый для обеспечения рентабельности поток покупателей. Если он просчитался, это его личная проблема, а сеть вместо одного закрытого магазина завтра откроет три новых. Разумеется, федеральные сети заинтересованы в гибели конкурентов, для этого у них есть возможность демпинговать в одном регионе, перекачивая деньги из другого, где местных ретейлеров уже задушили.

- Естественно, что чем крупнее ретейлерская сеть, тем более она устойчива и жизнеспособна в рыночных условиях. Одно дело, если ты закупаешь товар фурами, и другое - если эшелонами, - считает доктор экономических наук профессор КФУ Игорь Кох. - «Эдельвейс» начинал с того, что предлагал покупателям продукцию местных производителей. Впоследствии такая политика себя не оправдала, потому что в Татарстане производится далеко не все, что должно быть в ассортименте современного супермаркета. Но выстраивать отношения с поставщиками за пределами республики «Эдельвейсу» явно сложнее, чем федеральным сетям. Вполне возможно, что сдавать в аренду торговые площади и оборудование им будет спокойнее и выгоднее, чем содержать штат сотрудников, заниматься логистикой, ассортиментом и так далее. Не исключено, что в последующем «Эдельвейс групп» продаст свои магазины, чтобы вложиться во что-то другое, более прибыльное.

- Я думаю, хоронить торговую сеть «Эдельвейс» пока рано, ведь они не продают бренд, а просто решили избавиться от убыточных магазинов, - отметила зампред профсоюза «Торговое единство» Татарстана Нуржихан Хайрутдинова. - А убыточными они стали, скорее всего, потому, что вплотную к ним открылись «Пятерочки» и «Магниты». По ассортименту «Эдельвейс» им не уступает, но по ценам проигрывает, поэтому большинство покупателей предпочитают отовариваться у его конкурентов. Похоже, федеральные торговые сети готовы расширяться до бесконечности. С одной стороны, это хорошо, потому что они позиционируют себя как магазины экономкласса. С другой стороны, если в Казани останутся только «Пятерочки» и «Магниты», ничто не помешает им устанавливать такие цены, какие они хотят.

В свою очередь директор казанского Центра политических и маркетинговых технологий «Возрождение» Владимир Волков считает, что казанцы не много потеряют от того, что вместо магазинов «Эдельвейс» откроются «Пятерочки» и «Магниты».

- С 2020 года мы участвуем в общероссийском исследовательском проекте «Котлета с пюрешкой», суть которого - мониторинг цен на продукты, необходимые для полноценного питания взрослого человека, и сравнение цены этого набора со средней зарплатой и прожиточным минимумом в регионе, - рассказал он «ВК». - В рамках этого проекта раз в квартал мы фиксируем цены в казанских магазинах торговых сетей «Магнит», «Верный», «Пятерочка» и «Ашан». В первом замере также участвовал «Эдельвейс», но он настолько сильно проигрывал остальным по уровню цен, что в последующем мы исключили его из списка. Поэтому неудивительно, что 15 магазинов «Эдельвейс» решили сдать в аренду. Удивительно, что не все.

В пресс-службе холдинга «Эдельвейс групп» на запрос «ВК» по поводу закрытия 15 магазинов и сдаче помещений в аренду конкурентам пока не ответили.

Фото автора