Фестиваль еще не начался, а фильм уже показали

Айсылу КАДЫРОВА
Фестиваль еще не начался, а фильм уже показали

VII  Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК)  откроется только  в сентябре, но его пресс-центр уже приступил к работе. В минувшую пятницу, например, в одном из кинотеатров Казани был устроен закрытый показ  фильма из конкурсной программы фестиваля - "Чужая" (режиссер Фео (Феодора) Аладаг, Германия, 2010 год). На него пригласили деятелей культуры и искусства,  журналистов и блогеров.

Закрытый, дофестивальный показ - такого в истории КМФМК еще не было. Однако уникальным мероприятие я бы не назвала: фильм "Чужая" сегодня можно скачать в Интернете и посмотреть в любое удобное для себя время. Ценность любого спецпоказа, не говоря уже о кинофестивале, - премьеры самых новых фильмов. Но, видимо, в Казани это еще нереально.

И как-то даже глупо предъявлять столичные требования к городу, ни один кинотеатр которого не взял этим летом в прокат фильм Вима Вендерса о гениальном хореографе Пине Бауш "Пина: танец страсти" (Европейский парламент включил его  в список 10 лучших европейских лент, чья премьера состоялась за календарный год). Это говорит о том, что прокатчики не самого лучшего мнения об интеллектуальном уровне казанских киноманов. Хотя чуть раньше  начала российского проката "Пины..." можно было предположить, что прокатчики, наоборот, слишком высокого мнения о любителях качественного кино в Казани. Потому что приобрели для показа в одном лишь кинотеатре города копию "Меланхолии" Ларса фон Триера (фаворит Каннского кинофестиваля) на языке оригинала и без русских субтитров...    

Для фильма Фео Аладаг "Чужая" Казанский фестиваль не первый. В прошлом году на Берлинском кинофестивале он завоевал приз ассоциации европейских кинотеатров, на Украинском - "Молодость" - поощрительный диплом экуменического жюри...

В "Чужой" зрителям показывают трагедию нашей современницы - свободолюбивой турчанки Умай. Решив уйти от деспотичного мужа-турка, она уезжает из Стамбула вместе с маленьким сыном к своим родителям - в Берлин. В этом немецком городе она родилась, провела большую часть жизни... Но поддерживают ее только друзья, большинство из которых - немцы. Родственники отказываются понимать Умай. Трагичный финал картины (случайно убивают ни в чем не повинного сына Умай) заставляет думать о них еще хуже...

Жалко, что на закрытом показе "Чужой" в Казани не оказалось режиссера Фео Аладаг (она же и автор сценария фильма). На вопрос, насколько реальна история "Чужой", может ответить только она. А сомнения в реальности происходящего на экране возникли не у меня одной.
Переводчика, члена турецкой диаспоры в Татарстане Фатиха Кутлу история "Чужой" заметно озадачила. Он сказал, что проблема незащищенности женщин от насилия в семье актуальна не только для турецкого народа. А главное - ничего мусульманского в этом фильме нет, и это, скорее, прокол от отборщиков кинофорума - включать "Чужую" в конкурсную программу фестиваля мусульманского кино. То, что КМФМК - фестиваль не религиозного кино, г-ну Кутлу почему-то никто не объяснил...

Актер Камаловского театра Радик Бариев сравнил "Чужую" с известным фильмом "Хатико: самый верный друг". Обе эти картины заставили его давиться рыданиями. "У них еще и музыка похожая! - говорил Бариев. - Я когда музыку услышал, сразу понял, что кто-то беззащитный в финале умрет. В "Хатико" же собака умирала, а тут - ребенок!"

Правозащитнице Марине Галицкой и режиссеру Салавату Юзееву категорически не понравилось, что в "Чужой" все немцы - герои положительные, а все турки - отрицательные. Их поддержал режиссер Николай Морозов, которому не понравился еще и затянутый темп киноленты...

Закрытый показ "Чужой" дал основания полагать, что фильм вызовет неоднозначные эмоции и у зрителей конкурсного показа на VII КМФМК. Кстати, все показы на КМФМК будут бесплатными.