«Фонвизин, наверное, в гробу перевернулся!»: в казанском ТЮЗе сделали из классического дурачка Митрофанушки героя для современных недорослей

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Фонвизин, наверное, в гробу перевернулся!»: в казанском ТЮЗе сделали из классического дурачка Митрофанушки героя для современных недорослей

Не тупым и ленивым маменькиным сынком, а вполне себе положительным героем предстал 15-летний недоросль из фонвизинской пьесы в новой постановке казанского ТЮЗа. Приглашенный московский режиссер взял на себя смелость (наглость?) переписать концовку классического произведения - в его версии Софья отказывается выйти замуж за храброго и образованного офицера Милона и отдает  сердце хамоватому недоучке Митрофану, который, как известно, не хотел учиться, а хотел жениться. Педагоги - в шоке от такой трактовки, современные недоросли, которые предпочитают гаджеты умным книжкам, - в восторге.
 
С XVIII века, когда Денис Фонвизин написал свою бессмертную пьесу, имя Митрофанушки стало нарицательным для всех невежд, лентяев и недоучек. Десятки поколений школьников воспитаны на том, что нельзя быть похожим на Митрофанушку - нужно не лениться прилежно учиться и стремиться к высокой цели. И вот - новый поворот...

Митрофан в прочтении 30-летнего режиссера «Nедоросля» - выпускника ГИТИСа Петра Нореца - вовсе не классический дурак, а мечтательный и ищущий себя юноша, задавленный деспотичной мамашей (а кому из подростков легко с родителями?), к которому поневоле проникаешься сочувствием и симпатией.     

- Да, мы попытались придать старинной пьесе современное звучание, чтобы соединить две реальности. Наш спектакль - это гимн молодости! Потому что пока ты молодой, то можно быть разным, можно экспериментировать, главное - быть честным и благородным, - объяснил авторский замысел корреспонденту «ВК» Петр Норец.  

Соединению двух реальностей способствуют и костюмы персонажей (15-летний недоросль предстает перед публикой не в пресловутом кафтане, а в модном худи со шнуровкой), и декорации на сцене, создающие ощущение клубного шоу - замысловатые конструкции металлических кресел, диджейский пульт, механический тренажер, телевизор, замаскированный под комод. На экране этого комода то и дело появляются мультипликационные заставки, комиксы и видеотрансляции, намекающие на современные ток-шоу с засильем болтунов и глашатаев банальных псевдоистин.

В качестве сценографа, художника по костюмам и художника по свету также выступил Петр Норец. Ему помогали хореограф Марсель Нуриев, бывший актер ТЮЗа, а ныне постановщик боев на фестивалях исторической реконструкции Артем Куртымов и композитор Станислав Журавлев.


Музыка - неотъемлемая часть  «Nедоросля». Рэп и хип-хоп звучат как лирическое отступление от сюжетной канвы пьесы, впервые представленной публике в 1782 году. Герои поют и танцуют, а зрители невольно отбивают такт под рефрен «Азм есть червь, азм есть скот».     

Кстати, одного из главных отрицательных персонажей пьесы - дядю Митрофанушки Тараса Скотинина (актер Ильфат Садыков) креативный режиссер обрядил в форму регбиста (шлем, наплечники, нагрудники), заканчивающуюся фалдами и рукавами фрака, из-под которых выглядывают воланы. Скотинина, который постоянно ходит с резиновой свиньей, сопровождают две черлидерши. Смотрится трио дерзко, но понять, в чем смысл подачи образа в таком виде, не представляется возможным. Впрочем, одну из догадок высказали мои соседки по ряду школьного возраста: «Скотинин тупой, как спортсмен».

Карикатурные учителя Митрофанушки - Кутейкин, Вральман и Цыфиркин (актеры Нияз Зиннатуллин, Виталий Дмитриев, Алексей Зильбер) выглядят прообразами расплодившихся ныне коучей всех мастей. Офицер Милон (Камиль Гатауллин) является на сцену в костюме под гота, а его солдаты выглядят так, словно собрались не в воинский поход, а на рок-фестиваль. Дядюшка Стародум (народный артист РТ Михаил Меркушин) танцует под рэп с молодыми воинами, на его костюме вместо ордена блестит металлическое сердце. Государственный советник Правдин (заслуженный артист РТ Павел Густов) похож на Железного человека или биоробота в инвалидной коляске.

Зато сам недоросль (актер Валерий Антонов) выглядит отнюдь не гротескно. Сатирическим образом тут и не пахнет. Этот милый мечтатель, ставший жертвой воспитания деспотичной маменьки госпожи Простаковой (народная артистка РТ Елена Ненашева) и подкаблучника-папеньки (заслуженный артист РТ Вячеслав Казанцев) тяготеет к поэзии и музыке, мучается поиском себя и смысла жизни. И вот уже сердце прекрасной умной Софьи (Мария Мухторова) тянется к Митрофану. Красавица дает от ворот поворот благородному Милону: дескать, с ним я стихи сочиняю и о будущем мечтаю, а с тобой что? И вот уже коронная фраза из спектакля - «Не хочу учиться - хочу жениться!» - не вызывает смеха. А когда дело на сцене доходит до поцелуев «душки» Митрофана и Софьюшки, зал одобрительно вздыхает.

- Да что же они творят-то?  Фонвизин, наверное, в гробу перевернулся! - делились впечатлениями после спектакля консервативные зрители, «сделанные в СССР».

- Ой, не скажите. Язык «Недоросля» давно устарел, читать его нынешние митрофанушки все равно не будут, пусть хоть так познакомятся с классикой, - возражали им прогрессивно настроенные.

Фото предоставлено пресс-службой Казанского ТЮЗа