Гали Абайдулов: «У меня лицо - как маска. Я похож на всех»
Гали Абайдулов - балетмейстер мюзикла «Алтын Казан», который завтра впервые сыграют на специально установленной сцене перед Дворцом бракосочетания «Казан». Для ценителей советских балета и кино он человек-легенда: был партнером великой Екатерины Максимовой в фильмах-балетах «Старое танго», «Анюта», «Чаплиниана»... В знаменитом фильме-мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания!» играл Кота - сира Людовика...
В Казань Гали Абайдулова пригласил режиссер Михаил Панджавидзе. Мюзикл «Алтын Казан» - их первая совместная работа. «Я, честно говоря, побаивался его приглашать, - признался корреспонденту «ВК» Панджавидзе. - У меня характер - не сахар: чем ярче передо мной авторитет, тем хуже я себя чувствую. А тут приехал совершенно очаровательный человек. Умница! Интеллигент! Гали - это же сгусток мастерства. Он и танцовщик, и актер, и балетмейстер, и режиссер. И при всем при этом - приятный оказался человек. Его здесь все обожают...».
- Я не собираюсь скрывать, что с радостью принял предложение поработать в Казани над постановкой мюзикла «Алтын Казан», - рассказал сам Абайдулов. - Я только один раз был в вашем городе, довольно давно: приезжал на Нуриевский фестиваль, танцевал в «Анюте» Модеста Алексеевича. И все! Не приглашали меня больше. И вдруг звонит мне Мишенька...
- Музыка «Алтын Казан» вам сразу понравилась?
- Не только музыка. Идея мюзикла понравилась. В основе либретто - древняя легенда о возникновении Казани, написал его классик татарской литературы Ренат Харис. Музыку же - очень современную, красивую, танцевальную сочинил молодой композитор Эльмир Низамов. Их труд меня покорил. Они создали национальное произведение, но понятное всему миру. Очень, конечно, тронуло, что «Алтын Казан» - это мюзикл на татарском языке. Я же татарин.
- Вы знаете татарский язык?
- Сейчас - совсем чуть-чуть. Практики-то нет. А в детстве только по-татарски говорил. В свое время спрашивал у мамы: а как я по-русски научился разговаривать? Мама сказала, что в детском саду.
- После Рудольфа Нуреева вы, наверное, самый известный татарин, учившийся в Ленинградском хореографическом училище?
- Никогда не думал об этом. Не знаю. В истории Ленинградского хореографического училища имени Агриппины Яковлевны Вагановой я - первый Ленинский стипендиат. Да, я активный очень был. И учился хорошо.
- Кумиры в профессии у вас тогда были?
- Я окончил училище в 1971 году. И тогда для многих из нас недосягаемыми звездами балета были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, премьеры Большого театра.
- Чувствовали, что судьба вас с ними сведет?
- Я мечтал об этом. Мечтать - полезно! И моя мечта сбылась. В 1979 году меня пригласили на роль воришки в фильм-балет «Старое танго», а главную роль там играла Екатерина Максимова. Я понял тогда: все, моя карьера состоялась! Я танцевал с самой Максимовой!
- Какая она была за пределами съемочной площадки?
- Необыкновенная. В ней совмещались строгость к себе и безумная внимательность к другим. У нее, знаете, было обаяние очень честного, правдивого человека. Она не терпела фальши. И это так дисциплинировало! Подарок судьбы, что мы встретились. И дальше неоднократно работали вместе - был у нас балет «Анюта», который поставил Владимир Васильев, а потом она согласилась танцевать в моей дипломной работе - в балете «Чаплиниана».
- Вы имеете в виду свой диплом балетмейстера?
- Да. На балетмейстера я учился в ГИТИСе на курсе у Максимовой и Васильева.
- Сейчас есть такие пары в мире балета, как Максимова и Васильев?
- Не знаю... В искусстве что покоряет? Убедительность покоряет. Кто сегодня самый убедительный? Ульяна Лопаткина. Балерина!
- Вы - первый исполнитель роли Модеста Алексеевича в балете «Анюта». Вас не раздражает, что все другие исполнители вас копируют?
- Нет. Пусть копируют. Копировать - тоже труд. Мне любой труд нравится.
- Что сложнее - самому танцевать или придумывать танцы?
- И то, и другое для меня - мучительное наслаждение... Знаете, я привык приходить на репетиции подготовленным. Поэтому со мной очень легко работать. Если не легко - три копейки мне цена!
- Хочу уточнить: вы сотрудничали с актером-мимом Вячеславом Полуниным?
- Мы знакомы, но сотрудничали только один раз - вместе делали капустник. Мне тогда - сорок один год назад! - двадцать лет было. Готовился капустник по поводу пятидесятилетия французского мима Марселя Марсо. Он приезжал в гости к Аркадию Райкину, в Ленинграде Райкин устроил прием в его честь, где и игрался капустник... Догадываетесь, почему меня в этот капустник пригласили? Я очень, очень похож на Марселя Марсо!
- А вчера я читала ваше интервью в одной газете, где вы утверждали, что похожи на Луи де Фюнеса.
- Это не я утверждаю! Это окружающие утверждают. А разве не похож? Да на кого я только не похож! В детстве меня дразнили Пушкиным: у меня были роскошные вьющиеся волосы... Потом дразнили де Фюнесом. Потом - Марсо. У меня лицо - как маска...
Фото Алексея ОЗЕРОВА