«Где написано, что танцевать на фоне мечети запрещено?»: казанские инстаграмщицы и тик-токерши продолжают крутить попами перед Кул Шарифом

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Где написано, что танцевать на фоне мечети запрещено?»: казанские инстаграмщицы и тик-токерши продолжают крутить попами перед Кул Шарифом

Танцы на фоне казанской мечети Кул Шариф прочно вошли в моду у начинающих местных блогерш. Не успела общественность обсудить видео с виляющей у минаретов бедрами инстаграмщицей и крутящей попой в крошечной юбочке тик-токершей, как появился ролик с очередной «танцовщицей», которая не смогла ничего другого придумать, как разуться на снегу. «Что дальше? Голыми на фоне мечети будем танцевать?» - иронизируют одни. «Бесстыдницы!» - кричат другие. Тем временем авторы скандальных роликов с удовлетворением наблюдают, как бешено крутятся счетчики просмотров и лайков.

Скинула ботинки, носки и босой пустилась в пляс на колючем снегу очередная юная «звезда» TikTok, выбрав фоном для своего 15-секундного видео мечеть Кул Шариф. Как девушка и планировала, на нее вмиг обрушилась слава. Ролик мгновенно перепостили все татарстанские паблики. Мусульманская общественность в соцсетях возмутилась:

«Позор! Не нашла другого места?»;
«Аллах тебя покарает»;
«Родителей жаль, столько вложили, а на выходе дебилка»;
«А что дальше? Голыми на фоне мечети будем танцевать?»;
«Кул Шариф скоро станет меккой для троллей».

В декабре на фоне этой же мечети станцевала казанская блогерша Эсмира Хабибуллина. Ее незатейливый танец под индийскую музыку оскорбил верующих: «В мечеть ходят молиться и очищать душу». На шквал критики девушка отреагировала встречными вопросами: «Где написано, что танцевать на фоне мечети запрещено? То, что там люди устраивают концерты, пьют, курят рядом с мечетью - это, по-вашему, нормально?»

Но настоящий шок у ревнителей морали и поборников нравственности вызвало летнее видео, на котором две девушки под стенами Казанского кремля и Кул Шарифа трясут оголенными ягодицами, танцуя тверк под песню, изобилующую нецензурной бранью.

Позже одна из героинь ролика, назвавшаяся Ангелиной, пожаловалась, что ей посыпались «угрозы от мужчин-мусульман». Девушка оправдывалась, что это была всего лишь ночная вечеринка, и она «не виновата, что в центре города построили такое красивое здание, которое видно с любой точки».

Напомним, что первой на исполнении тверка у Казанского кремля хайпанула в 2018 году московская инстадива Анастасия Малышева. Видео, на котором блондинка в коротких шортиках динамично крутит попой, обратив лицо к Кул Шарифу, собрало тысячи гневных комментариев оскорбленных мусульман. Но фитоняшка извиняться ни перед кем не стала: «Танцую где захочу».

А вот татарской певице Резеде Ганиуллиной, которая в 2016 году снялась полуобнаженной в клипе на фоне Белой мечети в Болгаре и была пристыжена за это мусульманской общественностью, пришлось публично просить прощения у всех, кого мог задеть ее танец, и даже объясняться с сотрудниками следкома.

Однако сегодня представления о морали пятилетней давности уже успели несколько устареть, а толерантность - вырасти. Может, общественности пора перестать бурно реагировать на танцы под стенами мечетей? - поинтересовалась «Вечерняя Казань» у экспертов.

- Танцы на фоне мечети - это проявление неуважения. За такие выходки молодежь нужно порицать, - считает имам-хатыб казанской мечети «Туган авылым» Нурулла Зиннатуллин. - Раньше в татарских деревнях, когда молодежь гуляла по улице с гармонью и песнями, то, приближаясь к дому муллы или уважаемых старейшин, непременно замолкала. А пройдя дальше, снова принималась петь и играть. Эти правила поведения мы впитывали с молоком матери. Сейчас одной публичной поркой или какими-то штрафами мы мало чего добьемся. Проблема глубже - в воспитании подростков.

- Молодежь, живущая в соцсетях, зачастую одержима желанием быстро получить популярность, миллионы лайков. Между молодыми людьми идет мощная конкуренция. При этом есть действительно талантливые ребята, которые создают видео, которое можно назвать искусством. Но большинство пытаются явить себя миру примитивными способами вроде танцев в короткой юбке перед храмом, - констатирует доцент института психологии и образования Казанского федерального университета Рамиль Гарифуллин. - Расчет тик-токеров понятен. Кул Шариф - это раскрученная достопримечательность, значит, выигрышная декорация для съемок... Пионерами «шоу в храме» были участницы панк-группы «Pussy Riot», они сняли в храме Христа Спасителя провокационный клип, чем вызвали возмущение верующих. Девушек судили, а освободившись из тюрьмы, они смогли капитализировать свою скандальную известность, запустив новые проекты. С тех пор бездарная и жаждущая известности молодежь как может пытается повторить их путь. Один снялся перед Кул Шарифом, поймал хайп, остальные как попугаи - за ним. Как на это реагировать? Ругать молодежь, конечно, проще всего. Я бы посоветовал родителям и бабушкам этих блогеров задуматься: а какие условия они создали для развития ребенка? Какие ценности в него вложили?

- Пока пользователи соцсетей будут смотреть и лайкать/дизлайкать такого рода видео, молодежь будет его снимать. Будет обнажаться, залезать на высоковольтные вышки, крыши небоскребов, любым способом эпатировать публику, - считает уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. - Что спрашивать с подростков, если некоторые взрослые сами считают нормой такое поведение? Вспомните случай в Оренбурге, когда на прогулке дети на глазах у матери забросали Вечный огонь снежками. Пламя погасло.