Георгий Кантор: "Меня вспомнили!"

Айсылу КАДЫРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Профессор Казанской консерватории музыковед Георгий Кантор уже давно живет в Израиле. Но предложение приехать в Казань, чтобы поработать на юбилейном ХХХ Шаляпинском фестивале, принял практически сразу. Об этом и не только он рассказал корреспонденту "ВК" в минувшую субботу.

- На фестиваль меня пригласил директор театра имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Я ведь был первым ведущим Шаляпинского фестиваля, потом много лет его вел, - говорит Георгий Михайлович. - По правде говоря, я, когда получил это приглашение, облился слезами благодарности. Меня вспомнили! И вспомнили не из вежливости, а для дела: снова пригласили выступать перед спектаклями с короткими лекциями. Я, конечно, сначала посоветовался с женой. И только потом решил, что поеду. Для меня это большое событие - то, что я сейчас на фестивале в Казани.

- Как трескучие морозы переносите?

- С большим трудом. Отвык! И одежды для такой суровой зимы у меня уже нет. В Израиле сейчас плюс девятнадцать градусов...

- Среди музыкантов оркестра театра имени Джалиля, наверное, каждый второй - ваш ученик?

- Да, пожалуй. Я тридцать лет читал историю музыки в консерватории... У меня такое ощущение было, когда я вошел в театр, будто вернулся на любимую работу после небольшого перерыва.

- Первым спектаклем юбилейного фестиваля стал "Евгений Онегин". Почему, рассказывая зрителям об этой опере Чайковского, действующих лицах и исполнителях, вы не представили дирижера?

- Это моя оплошность. Перед выступлением мне дали такую специальную колодку, где были перечислены спонсоры фестиваля, а ниже - исполнители партий. Все это я должен был зачитать. Дирижер там не был указан, а я и не обратил на это внимания. Конечно же, я потом подошел к Плетневу и повинился. Сказал: "Михаил Васильевич, извини!". Он не обиделся.

- По вашему мнению, Плетнев - гений?

- Я говорю про него: сумрачный гений. Лет двадцать назад он приезжал в Казань на фестиваль "Пианофорум". Играл старинную музыку - Скарлатти. Невозмутимый внешне, внутренне сосредоточенный, он так играл на рояле, что ощущалось нечто потустороннее, я бы даже сказал - дьявольское... Я считаю пианиста Плетнева одним из самых крупных музыкантов нашего времени. Гением, да. Как и Рихтера, например.

- А как дирижер он вас тоже покорил?

- Знаете, такой постановки, как "Евгений Онегин" дирижера Михаила Плетнева и режиссера Михаила Панджавидзе, в Казани никогда не было. Постановки такого высочайшего уровня не было. Меня восхитил этот спектакль - цельный, глубокий, красивый, изумительно расцвеченный, тщательно продуманный... Оркестр под управлением Плетнева играл изумительно... Татьяна в исполнении Амалии Гогешвили была бесподобна, просто чудо! Ах, какая она Татьяна!

- Она вам понравилась больше других героев спектакля?

- Мне показалось, что Онегину Владимира Мороза рядом с такой Татьяной не хватило лоска. В сцене бала он просто потерялся. Но может, так и было задумано режиссером?

- Какой спектакль вы будете еще представлять на Шаляпинском фестивале?

"Лючию ди Ламмермур", оперу Доницетти. Готовлюсь сейчас, волнуюсь. Почему волнуюсь? Я никогда не видел воочию постановки этой оперы, она ведь редко где идет. Я хорошо и давно знаю лишь музыкальный материал "Лючии...". Кстати, в Казани "Лючию ди Ламмермур" поставил Михаил Панджавидзе. Думаю, он очень талантливый режиссер. Я читал о нем в Интернете.

- Интернет вы освоили в Израиле?

- И компьютер, и Интернет. Но не самостоятельно осваивал - мне помог внук моей второй жены, Митя. Великая вещь Интернет! Теперь, готовясь к своим выступлениям, я пользуюсь и информацией из Сети.

- Вы и в Израиле выступаете?

- Да, конечно. Сначала мы жили в маленьком городке Арад. Там был русский клуб "Самовар", при котором я устраивал лекции, музыкальные вечера. Познавательные программы - о творчестве Шостаковича, например, или о музыкантах-долгожителях - пользовались огромным успехом! А потом мы переехали в Беер-Шеву, и я продолжаю придумывать музыкальные тематические встречи.

- В 2010 году в Израиле гастролировал ансамбль профессора Казанской консерватории Александра Маклыгина "Импровиз-рояль". Вы были на концертах?

- Нет, к сожалению, не смог. Плохо себя чувствовал. Я в записи потом посмотрел израильское выступление казанского "Импровиз-рояля". Это, конечно, невероятно, что делают ученицы Маклыгина и он сам. В профессоре Маклыгине музыкант перевешивает ученого. Но это помогает быть ему особенным ученым. Мне сказали, что у него внучка недавно родилась. А у меня - правнучка!..

- Георгий Михайлович, вы носите довольно необычное кольцо...

- Это подарок моей первой, ныне покойной супруги. Золотое кольцо. Необычное. Видите, оно по форме как чаша стадиона, и написано на нем: "Москва-80". Когда в 1980 году в Москве открылась Олимпиада, мне справляли юбилей - 50 лет. Давно это было...