Голубое озеро затянуло в пучину "Реставрации"
Вот так теперь выглядит район водопада на Большом Голубом озере - развороченная земля, вырубленные деревья, спланированная как будто под застройку площадка и никакого водопада. На его месте лишь глубокая воронка во влажном грунте, из которой в минувшую пятницу выглядывал утонувший экскаватор.
Корреспонденты "ВК" приехали сюда по звонку жителей Щербаковки, просивших разобраться, кто и на каком основании уничтожает водоем - часть Государственного природного заказника регионального значения "Голубые озера". Как раз в этот момент мощный экскаватор пытался вытащить "утопленника", а двое мужчин в зеленой форме - представители Центрального территориального управления (ЦТУ) республиканского министерства экологии - наблюдали за его бесплодными усилиями. На вопрос, что здесь происходит, чиновники ответили:
"Берегоукрепительные работы по заказу минэкологии" - и заспешили по делам, отказавшись представиться и рассказать, кто столь разрушительными методами укрепляет берег самого большого из Голубых озер.
Уникальная система Голубых озер образовалась около 200 лет назад в карстовых провалах на месте старого русла Казанки. Их почти абсолютно прозрачная, жесткая и на вкус напоминающая морскую вода представляет собой раствор калийно-кальциевых сульфитно-сульфатных солей. На дне озер залегают целебные иловые солевые грязи. С их помощью лечат псориаз и друге кожные заболевания (вот для чего по соседству когда-то построили санаторий "Крутушка"). А первое описание Голубых озер дал в 1829 году Карл Фукс, так что их можно считать памятником не только природы, но еще и истории, и культуры.
Большое Голубое озеро, где сейчас хозяйничает строительная техника, в глубину в среднем достигает трех метров, но в нем есть две карстовые воронки - Большая и Малая Пучины, глубиной 18 и 6 метров. Озеро стекает в Казанку через два небольших водопада. Вернее, стекало: на месте водопадов теперь как раз и образовалась новая - грязевая - пучина, которая и поглотила экскаватор.
Вчера начальник Управления экономической и инвестиционной деятельности минэкологии Марат Бакаев ответил корреспонденту "ВК" на главный вопрос: кто и на каком основании ведет на Большом Голубом озере разрушительные "берегоукрепительные" работы? Он сообщил, что подрядчиком является ЗАО "Реставрация", а действует эта фирма согласно проекту, разработанному фирмой "Спецгидрострой", на который "есть заключение государственной экологической экспертизы". И дал понять, что не так уж плохо работает "Реставрация": дескать, экскаватор-то в понедельник из пучины вытащили.
Вообще-то адреса и телефоны подрядчиков по закону должны быть написаны большими буквами на баннере перед площадкой, где ведутся работы. Но закон этот, похоже, не для Татарстана писан. В Зеленом Бору, к примеру, стройку на территории леса нынче летом замаскировали табличкой "Санитарная очистка леса", а на Голубом озере вовсе без такой формальности обошлись.
Были ли соблюдены остальные формальности? Причины для сомнений есть: год назад минэкологии объявило конкурс на разработку проектно-сметной документации укрепления берега Казанки на территории государственного природного комплексного заказника "Голубые озера", но желающих побороться за лот ценой в 300 тыс. рублей среди проектировщиков почему-то не нашлось. О конкурсе среди подрядчиков и вовсе нет сведений. Однако и проект появился, и работы идут. И включают они, по словам Бакаева, не только "берегоукрепление с помощью экологически чистого материала - лиственницы", но и - в рамках утвержденной нынешней весной республиканской программы природоохранных мероприятий на Голубом озере - благоустройство берегов и очистку дна.
А вот зампредседателя регионального совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Сергей Мухачев, который также считает, что берегоукрепительные работы в этом месте необходимы, насчет техники их выполнения придерживается другого мнения. "В этом месте между озером и Казанкой остался лишь небольшой перешеек, - объяснил он корреспонденту "ВК". - Берег со стороны реки постоянно обваливается, и если его не укрепить, то озеро скоро с ней сольется. Но процесс берегоукрепления должен вестись щадящими методами". Сегодня, например, берега в таких местах нередко укрепляют легким пластиковым шпунтом, который можно на руках доставить на берег и погрузить в грунт устройством, не превышающим по весу и габаритам большую ручную бензопилу. А на Голубом, говорит Мухачев, производители работ загнали на слабый грунт перешейка большой экскаватор, так что земля под ним просела, и теперь, спасая его с помощью тяжелой техники, рискуют вовсе уничтожить отделяющий озеро от реки хрупкий кусочек суши.
Сергей Мухачев проявил сдержанность в оценках последствий такого берегоукрепления, заметив, что водопад теперь вряд ли удастся восстановить, но самому озеру и его обитателям - уникальной флоре и фауне - ведущиеся там работы могут причинить вред, только если экскаватор пройдется по его дну. Что, заметим, вполне возможно - в процессе очистки, не зря же несколько лет назад, когда предприниматель из местных Владимир Демидов за свой счет "почистил" таким способом озеро, его едва не засудили за уничтожение целебных иловых отложений.
Корень же зла - причину, по которой на Голубом озере и других формально охраняемых государством территориях стало возможным вести разрушительные работы, по мнению зампредседателя регионального отделения ВООП, кроется в том, что памятники природы и заказники не имеют штатной системы и охраны. То есть нет там ни начальников, ни сотрудников, отвечающих за их сохранность.