Хиджаб - это серьезно: там голова близко!

Марина ЮДКЕВИЧ
Хиджаб - это серьезно: там голова близко!

Страсти по шариатскому платку приведут к обязательной форме для школьников

О том, какую одежду разрешить носить татарстанским детям в школе, советовались в среду представители Минобрнауки РТ с членами Общественной палаты Татарстана. Совещание прошло в закрытом режиме, правда, со временем эту проблему все же обещают вынести на публичное обсуждение.

В нижнекамской школе №5 упоминание об одном из элементов одежды сейчас вызывает, кажется, нервную дрожь. Это слово "хиджаб". В стремлении зафиксировать девочек "татарстанской глубинки", замотанных в шариатские платки, здесь побывали телевизионщики и с нейтрального "Пятого канала", и с национально ориентированного ТНВ, и со скандально ориентированного НТВ, а названия печатных и интернет-изданий, написавших об ученицах в хиджабах, здесь уже просто перестали запоминать.

Всероссийская известность постигла эту школу недавно, после плановой проверки, проведенной Нижнекамской горпрокуратурой, которая констатировала: ношение "религиозных нарядов" не соответствует уставу образовательного учреждения. По уставу-то оно как-никак светское: обычная муниципальная школа, хотя и "с углубленным изучением отдельных предметов" (кстати, не тех, о которых можно было подумать, глядя на хиджабы) - не основ ислама и даже не татарского языка, а как раз русского, математики и химии.

Впрочем, из комментария, который дал "ВК" заместитель прокурора Нижнекамска Айрат Сайфутдинов, видно: главная претензия ведомства относилась не столько даже к форме одежды, сколько к содержанию воспитательного процесса. "Установлено, что во время перемен учащимися совершается обряд намаза. Администрацией учреждения в общедоступном холле отведено специальное место для совершения обряда", - сообщил он. Между тем государство в России обязано обеспечивать светский, т.е. нерелигиозный характер образования в гос- и муниципальных школах и вузах. А родители, озабоченные тем, чтобы их дети могли помолиться без отрыва от освоения интегралов и нанотехнологий, пусть просят, чтобы местная религиозная организация учредила свою школу, благо это законом не запрещено...

- На самом деле обряд намаза у нас не совершается! - заверила "ВК" и.о. директора школы Фирая Ахметова. - Это только когда-то было... Всюду, в разных газетах фотографии будто бы из нашей школы - откуда берут? Это же не наши дети! У нас просто в семи классах происходит компактное обучение детей из мусульманских семей...

Словом, можно подумать, будто прокурорские вдруг разглядели в школьных коридорах то, чего нет. Типа видений. "Возможно, это после Ставрополя..." - предполагает Ахметова. В самом деле, локальная история, приключившаяся в конце прошлого года в маленьком поселке на Ставрополье - там ученицам запретили находиться в школе в хиджабах, неожиданно сильно встряхнула страну. С одной стороны, заговорили о притеснении мусульман, которые в России составляют... (дальше следовал показатель от 15 процентов до произвольно высокого, ограничиваемого исключительно степенью воодушевления оратора), и в случае чего они - ого-го!.. С другой - о православной державности, с которой тоже шутки плохи...

В общем, с обеих сторон народ возбудился до того, что дошло до государя, т.е. гаранта Конституции - той самой, где про светский характер государства. В конце марта, всего спустя несколько дней после первых сообщений о том, что "школьный хиджаб" рулит и в Нижнекамске, Владимир Путин поручил подумать о введении в школах единой формы. А то ведь кто в рясу, кто под паранджу.

- Министерству уже поручено разработать модельный акт для госучреждений, а районные органы должны подготовить такой же для муниципальных школ по поводу внешнего вида учащихся, - сообщила "ВК" начальник отдела по работе с письмами, обращениями граждан и СМИ Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова и подчеркнула: - С учетом светского характера образования. Каждая школа на основе этих актов будет при участии родителей выбирать форму для своих учеников.

Устанавливаться будет вид формы повседневной, парадной и спортивной. А что касается хиджабов... Они как элемент одежды из категории "головные уборы" подлежат особой регламентации.

Что может иметь на голове подрастающее поколение россиян, высказался сам ведущий креативщик федеральной власти - главный санитарный врач Геннадий Онищенко, директиву которого опубликовало Минобрнауки РФ. Он указал, что "влияние головных уборов на функции школьника характеризуется... способностью поддерживать температурно-влажностные параметры в пространстве", понятно? Ну, тогда еще понятнее: "Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физкультурой, а также не сопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата, является причиной различных заболеваний, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения".

В общем, Онищенко доступно дал понять, что головной убор - это серьезно: там голова близко! Так что хиджаб в борьбу за санитарное благополучие россиян вписывается так же плохо, как грузинская боржоми, белорусское молоко и украинское, не при мусульманах будь сказано, сало... Ну не наши это штучки!
Но в ДУМ РТ возражают: ношение хиджаба базируется на вековых традициях татарского народа.

- Хиджаб - это, по существу, платок с повязыванием его спереди. Носили ли татарки так платок? - спрашивает проректор РИУ, заместитель муфтия РТ Рустам Батров и сам отвечает: - Повсеместно! Калфаки, ныне воспринимаемые как традиционный головной убор татарок, стали появляться только в ХIХ веке и только в городской среде. Я даже сам удивился, когда прочел у Марджани о современных ему событиях: "Сейчас женщины стали носить калфаки"!..

"Утверждение, что ношение хиджаба противостоит светскости - неправильное, - говорит он. - Светскость - это не очищение от всех примет религии, а нейтральное отношение к верующим, когда государство в своих решениях не принимает сторону ни одной из конфессий. Поэтому Путин и подчеркнул, что школьная форма не должна быть одна на всю страну, а должна быть с учетом специфики регионов и даже, может быть, муниципальных образований". Вот и в Европе, говорит Батров, на Францию, где хиджаб в школах запрещен, приходится Англия, Дания и Норвегия, где он разрешен... И приводит неожиданный довод:

- Социологи даже считают, что в светских обществах хиджаб - примета феминизма. У нас женщины в хиджабе - это самые смелые люди, вы не представляете, с каким давлением они сталкиваются! Требования массовой культуры внешне делают из женщины красиво упакованный товар, предмет вожделения, а женщина в хиджабе своим внешним видом говорит: "Я хочу быть воспринимаема только как личность, а женщина я лишь для мужа".

Кстати, на вопрос, с какого возраста религия предписывает носить хиджаб, Рустам Батров отвечает: "С момента вступления в пубертатный период". И добавляет: "Вера может строиться только на свободе выбора". Так что девочка младших классов в хиджабе - это не свидетельство ее веры, скорее свидетельство о том, что родители лишили ее свободы в положенный срок сделать выбор самой...