Хореограф Андрей Петров: «В моем спектакле три смерти»
Премьерой «Эсмеральды» Цезаря Пуни и Риккардо Дриго откроется 11 мая в Казани XXIX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Спектакль по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» с труппой театра имени Джалиля репетирует московский балетмейстер Андрей Петров.
Он впервые переносит свою версию «Эсмеральды», которую создал в 2006 году для московской труппы «Кремлевский балет».
- Андрей Борисович, говорят, этот балет не в последнюю очередь вам ценен потому, что вашу маму звали Эсмеральдой?
- Это не так. Мою маму звали Ольгой. Она родилась в цыганском таборе, стала знаменитой артисткой - работала в театре «Ромэн». Играла Эсмеральду, я очень хорошо помню ее в этой роли... Что касается балета «Эсмеральда», то это один из самых популярных балетов в истории. К сюжету романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» обращались хореографы Жюль Перро, Мариус Петипа, Александр Горский, Владимир Бурмейстер... Я хотел поставить «Эсмеральду» в духе старой классики. Современный композитор Владимир Качесов сделал музыкальную редакцию балета Пуни и Дриго. А я, оставив фрагменты из сочинений Петипа (па де сис Эсмеральды, четырех цыганок и Гренгуара) и Вагановой (па де де Дианы и Актеона), все остальное поставил сам в стиле Перро - первого постановщика «Эсмеральды».
- В балете Перро, вопреки роману Гюго, все заканчивалось счастливо: Эсмеральда и Феб играли свадьбу. А в вашем спектакле?
- В моем спектакле три смерти: гибнут цыганка Эсмеральда, священник Клод Фролло и звонарь собора Квазимодо. Это трагический спектакль.
- Кто будет играть козочку Эсмеральды?
- Козочки не будет. Балет - это искусство условное. Зритель должен понимать это.
- У кого из персонажей в вашем балете самый сложный хореографический текст?
- Все партии в этом балете сложны по-разному. Эсмеральда «говорит» на языке классического танца. Как и Гренгуар. Квазимодо - типично гротесковая, деми-классическая роль с большими прыжками. На деми-классике с элементами экспрессивной хореографии основана роль Клода Фролло.
- В прошлом вы - солист Большого театра СССР. Танцевали когда-нибудь в «Эсмеральде»? Или фрагменты из этого балета на концертах?
- «Эсмеральды» в моей биографии танцовщика не было. И Актеона в знаменитом па де де Дианы и Актеона я никогда в концертах не танцевал.
- Актеона в концертах блестяще танцевал молодой Рудольф Нуриев. Совершенно случайно вам не удалось быть этому свидетелем?
- Нуриева-Актеона я не видел. Я видел Нуриева в вариации раба Али из «Корсара», это было в 1958 году: я тогда учился в четвертом классе Московского хореографического училища, а Нуриев выпускался из Ленинградского. Мы оба участвовал в смотре хореографических училищ страны, танцевали в одном концерте... Впечатления от танца Нуриева у меня были очень сильные. Трудно забыть эти его стремительные прыжки по кругу...
- Лично были с ним знакомы?
- Не удалось. Помню, в конце 1992 года мы гастролировали в Париже с Владимиром Васильевым, который был хорошо знаком с Рудольфом. Они постоянно созванивались. Как-то Володя мне сказал, что Рудольф желает повидаться с нами обоими, что будет рад, если мы заглянем к нему, но только когда ему станет чуть-чуть лучше (он уже очень плохо себя чувствовал). Лучше ему не стало. Буквально через неделю, как мы вернулись в Москву, пришло извести о смерти Нуриева...
- Последним российским городом, где за полгода до смерти работал Рудольф Нуриев, была Казань. Его тогда очень тепло приняла балетная труппа театра имени Джалиля. А как вас приняли наши артисты?
- Мне очень нравится казанская балетная труппа, я получаю удовольствие от работы с вашими танцовщиками. Просто великолепный танцовщик - Олег Ивенко. Первоклассный - Михаил Тимаев. Мужской состав труппы просто отличный! Среди танцовщиц выделяется балерина Кристина Андреева. Знаете, я помню ее еще по Красноярску: в 2008 году я возглавлял жюри проходящего там Всероссийского конкурса артистов балета имени Галины Улановой, Кристина тогда выиграла «золото». Она, конечно, чрезвычайно талантлива. Я очень надеюсь, что роль Эсмеральды в моем балете будет очень полезной для нее как для актрисы. Как танцовщица она не знает никаких проблем.
- Что для вас сейчас самое важное в работе над «Эсмеральдой»?
- Мне важно, чтобы ваши артисты раскрылись по-новому в этом спектакле. Чтобы они не повторяли артистов «Кремлевского балета», видеозапись «Эсмеральды» в исполнении которых смотрят каждый день...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА