«Их «умный» счетчик сошел с ума?»: в Татарстане энергетики оставили без света мать с детьми за то, что она не признает долг в 143 тыс. рублей

Рамиль АКБЕРОВ
«Их «умный» счетчик сошел с ума?»: в Татарстане энергетики оставили без света мать с детьми за то, что она не признает долг в 143 тыс. рублей

Отключили электричество за долг в 143 тысячи рублей владелице частного дома в деревне Куюки. По словам женщины, у которой двое несовершеннолетних детей и больная свекровь на попечении,  счета она оплачивала аккуратно, а до беды ее довел так называемый умный электросчетчик, который намудрил с показаниями в пользу энергосбытчиков. В итоге в доме уже больше месяца нет света, не работают электроплита и холодильник. «И денег на оплату такого долга у меня нет! А они слышать ничего не хотят, говорят, должна, и все!» - пожаловалась «Вечерней Казани» Лариса Изморосина.

В доме на улице Крымской в деревне Куюки Пестречинского района Лариса Изморосина живет вместе с детьми и свекровью с 2017 года. Чтобы купить его, семья продала две квартиры в Казани. Счета за электричество домовладельцам всегда выставляли неслабые - по 6 - 7 тысяч рублей в месяц, но они были к этому готовы. А когда в декабре 2019 года им установили «умный» электросчетчик, с платежками началась чехарда и неразбериха.

- Вот он, этот злосчастный счетчик, - показала Лариса корреспондентам «ВК» серую коробку, прикрепленную к столбу рядом с ее домом. Напомним, суть такого прибора в том, что он не только учитывает количество потребленной электроэнергии, но и автоматически передает данные поставщику. Потребитель тоже может ознакомиться с показаниями счетчика на дисплее, но у Ларисы с этим возникли проблемы - устройство закреплено на столбе гораздо выше ее роста.


- «Умный» счетчик установили без моего ведома: прихожу домой, вижу, старый во дворе валяется, а на столбе новый висит. Никакой инструкции к нему не прилагалось, ключей от коробки тоже не дали, - рассказывает женщина. - Через полгода после установки у нового счетчика оплавился рубильник. Звоню по номеру, который указан на самом приборе, - там говорят, рассмотрят мою заявку через 15 дней. А из счетчика уже дым валит! Звоню по номеру аварийной службы, который указан в платежках, там говорят, попробуйте открыть счетчик отверткой и сами поменяйте рубильник. Обратилась к частному электрику, купила за свои деньги новый рубильник, поставили. Потом, в 2021 году, мне стали приходить платежки за электричество всего в полторы-две тысячи рублей. Подумала, наверное, я раньше переплатила за свет и теперь мне возвращают излишек. А на самом деле, видимо, это их «умный» счетчик передавал показания неверно. И вот внезапно, открыв 25 мая приложение Татэнергосбыта, я узнаю, что за мной числится задолженность в размере 143 тысяч рублей! Если разбить на месяцы, получается по 12 - 14 тысяч рублей. Непонятно, откуда они взяли эту сумму, если мне присылали совсем другие платежки. Их «умный» счетчик сошел с ума? Пошла к юристу, он посоветовал написать претензию в Татэнергосбыт. Приехали их представители, я им говорю, аннулируйте долг, раз прибор учета неисправен и передает неверные показания, то это не моя вина. А они твердят, что это мой долг, и все тут. 11 июня написала жалобу в прокуратуру, ответа до сих пор нет. Несколько я знаю, люди в Куюках недовольны этими «умными» счетчиками, которые начисляют плату гораздо больше, чем старые. Когда их ставили, наше мнение никто не спрашивал (повсеместная замена обычных электросчетчиков на «умные» за счет сбытовых и сетевых организаций предусмотрена федеральным законом с 1 июля 2020 года. - «ВК»).

По словам Ларисы, с 25 июня, когда в их доме отключили электричество, он стал фактически непригоден для проживания.


- Продукты портятся без холодильника, еду нормально приготовить невозможно, плита ведь электрическая, - жалуется женщина. - Детей в итоге отвезла к своим родителям, мучаемся без света вдвоем со свекровью, она у меня после инсульта. На днях снова приходил сотрудник Татэнергосбыта, предлагал оплатить долг в рассрочку - по 50 тысяч в месяц. Но для меня и это неподъемная сумма. Ведь еще детей нужно в школу собрать, сын в 8-м классе, а дочка в первый пойдет.

«Вечерняя Казань» обратилась с запросом в АО «Татэнергосбыт» с просьбой прокомментировать ситуацию, в которой оказалась Лариса Изморосина и ее семья: действительно ли «умный» счетчик виноват в неправильном начислении платежей потребителям и откуда у них в итоге возник огромный долг за электричество? 

«В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442, установка приборов учета в жилых домах осуществляется АО «Сетевая компания». Ответственность за установку, а также за дальнейшую эксплуатацию несет АО «Сетевая компания». В связи с поступлением обращения Изморосиной Л.А. 11.06.2022 в адрес АО «Сетевая компания» был направлен запрос о предоставлении информации относительно установленного в жилом доме прибора учета. Согласно информации, предоставленной АО «Сетевая компания», для определения объема потребленного ресурса в доме 30.10.2019 установлен интеллектуальный прибор учета электроэнергии марки Iskra AM 550-T-D1 №74150065 (далее – ИПУ).

По информации АО «Сетевая компания», вышеуказанный ИПУ с момента его установки и до настоящего времени находится в рабочем состоянии и достоверно измеряет расход поступающей электроэнергии. 25.05.2022 был произведен автоматический съем показаний ИПУ (значение 86 144,4), исходя из которых потребителю начислена плата за потребленную электрическую энергию на сумму 156 592,51 руб. и выставлена к оплате в размере 143 048,46 руб. (с учетом сальдо на 01.05.2022). Информация об указанной задолженности была отражена в платежном документе за май 2022 года, который Изморосина Л.А. получила в июне 2022 года. В связи с тем, что Изморосина Л.А. в установленный законом срок задолженность по оплате коммунальной услуги по электроснабжению не погасила, АО «Татэнергосбыт» в соответствии с пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг…, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354, 04.07.2022 уведомило потребителя о том, что 25.07.2022 планируется приостановить предоставление коммунальной услуги по электроснабжению. Таким образом, размер платы за потребленную электроэнергию определен в полном соответствии с действующим законодательством, исходя из показаний прибора учета. Потребитель был поставлен в известность о наличии у него задолженности за 2 месяца до даты приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению. Более того, 06.07.2022 АО «Татэнергосбыт» уведомило Изморосину Л.А. о готовности предоставить рассрочку на оплату задолженности за электроэнергию равными долями до 12 месяцев. Однако потребитель данным предложением не воспользовался», - сообщили в Татэнергосбыте.

В свою очередь руководитель регионального общественного центра «ЖКХ Контроль» Михаил Застела считает, что в данной ситуации однозначно нет вины потребителя.

- За исправную работу «умного» счетчика отвечает организация, которая его обслуживает. Если женщина платила за электроэнергию по счетам, которые ей выставляли, к ней не может быть никаких претензий и сетевая организация должна записать сумму внезапно образовавшегося долга себе в убыток. Бывает достаточно много случаев, когда счета, выставленные по показаниям новых счетчиков, в несколько раз превышают те, что выставляли по показаниям старых. Для подтверждения корректной работы прибора учета и достоверности его показаний можно провести независимую экспертизу. В моей практике была ситуация, когда человек, получивший огромный счет за электричество, пригрозил обслуживающей организации судебным разбирательством и после этого показания «умного» счетчика вернулись в норму.