Ильшат Рахимбай: «Я утвердил исполнительницу на роль Смерти»

Айсылу КАДЫРОВА
Ильшат Рахимбай: «Я утвердил исполнительницу на роль Смерти»

Готов сидеть на хлебе и воде, а все заработанные деньги вкладывать в съемки своего короткометражного фильма казанский режиссер и сценарист Ильшат Рахимбай. Снять картину нужно успеть к середине апреля, поскольку уже в мае известный продюсер Александр Шульгин планирует презентовать ее на бизнес-площадке 69-го Каннского кинофестиваля - международном кинорынке Marché du Film.

Ильшату Рахимбаю 27 лет. Он убежденный вегетарианец, обожает вести беседы о вере и любви к богу, учится играть на австралийском духовом инструменте диджериду, стремится сотрудничать с парфюмерами, чтобы создать с их помощью «воздушный» аромат, и носит очки с желтыми стеклами...

Рабочее название его будущего фильма - «Казань, я люблю тебя!» Продюсер Шульгин узнал о нем в конце 2015 года на форуме молодых кинематографистов «Кинохакатон», где проект Рахимбая занял первое место на питчинге в секции «Кино». Питчинг, если кто не в курсе, это своеобразный творческий конкурс - защита кинопроектов.

- Я уже был дипломированным учителем музыки, когда решил поступать в казанский институт культуры на факультет кино и телевидения, - рассказал Ильшат Рахимбай «Вечерней Казани». - Я хотел большего, понимаете? Экспериментальный курс будущих кинорежиссеров набирал тогда Эдгар Бартенев, ученик Алексея Германа. А выпускал, так получилось, Алексей Барыкин, экс-худрук «Казанской киностудии».

- О чем был ваш первый фильм?

- О пробках. Сейчас я его никому и ни за что не покажу. Я снимал его для вступительных экзаменов в наш институт культуры, мне важно было поразить комиссию. Двенадцатиметровый кран я использовал, трактор, живых лошадей и стадо коров. Сюжет такой был: парень постоянно попадал на казанских дорогах в пробки, ему это надоело, и он поехал в деревню, где неожиданно тоже попал в пробку - из коров.

- Вы хорошо знаете деревенскую жизнь?

- Очень хорошо. Я же деревенский парень - родился и вырос в Балтасях. Моя мама - продавщица, папа - зубной техник. В семье было трое детей: я и две сестры. Одна сестра сейчас экономист, другая - учительница английского языка.

- Ильшат, почему вы носите очки с желтыми стеклами?

- Чтобы видеть окружающий мир так, будто я смотрю кино. Помните фильм Жан-Пьера Жене «Амели»? Он же весь в таких желтоватых тонах снят, мне это очень нравится. На зрение желтые стекла очков никак не влияют, стекла без диоптрий. Я прекрасно вижу и без очков.

- Согласны ли вы с тем, что на сегодняшний день самая яркая ваша работа в кино - это комедийные «татарометражки» Салавата Юзеева, где вы работали как оператор?

- Нет. Самая яркая моя работа - дипломный фильм «Гастарбайтер», который набрал на YouTube больше 300000 просмотров. В основе этого кино - гениальное произведение знаменитого современного писателя Леонида Каганова. Я ведь у Каганова не спрашивал разрешения, когда снимал фильм. О, это такая история! Уже после премьеры написал ему письмо с извинениями и выслал фильм.

- Простил он вас?

- Вот что он мне написал: «Ильшат, спасибо огромное! По-моему, прекрасная работа! Особенно любопытно, что за последний десяток лет у меня множество раз самые разные незнакомцы торжественно спрашивали разрешения на экранизацию тех или иных рассказов для своих проектов. А получив, пропадали навсегда...» Каганов выложил фильм «Гастарбайтер» на своем сайте. Но не только этим мне дорого это кино. На премьерном показе в кинотеатре «Родина» я на глазах у зрителей, которые до предела забили зал, сделал предложение руки и сердца своей любимой девушке Язгуль. Потом нас поздравлял даже Минтимер Шаймиев, который каким-то чудом оказался в тот день в кинотеатре «Родина».

- Девушка Язгуль стала вашей женой?

- Да, к счастью. Язгуль - востоковед, ее имя в переводе с татарского - "весенний цветок". Недавно у нас родилась дочка, мы дали ей имя Жаннет, что в переводе с татарского - "рай".

- Пора рассказать про фильм, над которым сейчас работаете. Про что он?

- Я сам придумал эту историю. Как после развода родителей один их сын остался жить с матерью, а другой - с отцом. Родители были разных национальностей, их дети росли, не общаясь друг с другом. Но оба стали священнослужителями. Один - муллой в мусульманской мечети, а другой - батюшкой в православном храме. Как-то во время службы батюшка внезапно умирает... Это пока все, что я могу вам рассказать.



- Кто играет батюшку? Кто — муллу?

- На сегодняшний день я окончательно утвердил только исполнительницу на роль Смерти. Ее будет играть живая лошадь изысканного пепельного цвета, принадлежащая моим знакомым. Сейчас мы со съемочной группой заканчиваем работу над тизером - коротким отрывком из будущего фильма. Выложим его на днях на одной из краудфандинговых платформ в Интернете и начнем сбор денег на съемки. Сколько денег будет нужно, детально еще не подсчитывали. Но мы хотим уложиться в 400 тысяч рублей.

- А что же продюсер Шульгин? Он не будет помогать вам с финансированием?

- Шульгин объявил о готовности полностью взять на себя расходы по переводу и озвучиванию нашего фильма на английском и французском языках. И будет презентовать его на каннском кинорынке. Ему реально интересна эта история.

- На недавней встрече общественности с казанскими кинематографистами вы заявили, что готовы сидеть на хлебе и воде, а все заработанные деньги вкладывать в свой новый фильм. Где и кем вы работаете?

- Я работаю в компании Hava Production, которая занимается продвижением всего самого талантливого и интересного: мы снимаем клипы Зуле Камаловой из Австралии, Денису Бадретдину из Финляндии, Мусе Маликову из Германии. С казанцами тоже сотрудничаем - с Филюсом Кагировым, например. Один из наших долгосрочных проектов - создание нового аромата Hava («хава» в переводе с татарского - «воздух»). Это будет аромат на основе масел и без капли спирта. 


- Кто ваши любимые режиссеры? Есть ли среди них казанцы? 

- Мне интересны фильмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Стивена Спилберга, Ивана Вырыпаева, Михаила Сегала... Если говорить о казанцах, то... Знаете, огромное уважение и интерес вызывает у меня мой одногруппник Павел Москвин. Он сейчас преподает в институте культуры, копит деньги и снимает на них полнометражный игровой фильм «Пустота». Накопит 100 тысяч рублей - снимает, потом еще накопит - снова снимает. На 500 тысяч снял уже! Это будет его фильм-исповедь, который, мне кажется, уже вся Казань с нетерпением ждет. Я верю, что Павел доведет дело до конца. Болтать-то о кино все умеют, а вот снимать... Даже я - болтун! Пока у меня нет фильма, я просто болтун!..

Айсылу КАДЫРОВА

Фото Александра ГЕРАСИМОВА