«Иногда подростки используют страх взрослых для того, чтобы управлять ими»: почему после трагедии в Казани дети играют в террористов

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Иногда подростки используют страх взрослых для того, чтобы управлять ими»: почему после трагедии в Казани дети играют в террористов

Не успев оправиться после страшной трагедии в гимназии № 175, казанцы вчера в очередной раз содрогнулись: во время урока 12-летний ученик школы № 40 объявил, что всех взорвет. Школьников экстренно эвакуировали, бомбу в здании не нашли, а разбушевавшегося мальчика увезли в психиатрическую больницу. За несколько дней до этого внезапную эвакуацию пережила гимназия № 27, как позже выяснилось, ложный звонок о заложенном взрывном устройстве сделал 15-летний подросток из Иркутской области. «Вечерняя Казань» поинтересовалась у экспертов, что происходит с нашими детьми и как долго будет тянуться шлейф кровавой бойни, произошедшей 11 мая.

- Во время уроков один из учеников 6-го класса 40-й школы Приволжского района закурил электронную сигарету. Неоднократные замечания учителя игнорировал. Когда педагог забрала у него сигарету, ученик начал вести себя крайне неадекватно - выкрикивал угрозы, заявил, что в школе заложено взрывное устройство, - рассказал «ВК» заведующий сектором по связям с общественностью управления образования исполкома Казани Тагир Валиди.

По словам очевидцев, мальчик кричал, что всех убьет. А до этого якобы хвастался перед одноклассниками, что купил два электрошокера.

В школу была вызвана полиция, дети и учителя эвакуированы на территорию соседней 10-й школы. Кинологи с собаками осмотрели здание, взрывное устройство не нашли. Дети и учителя вернулись в школу. А юного «взрывателя» увезли в психиатрическую больницу. По сведениям гуо, школьник состоит на учете в ПДН. По неофициальной информации, мальчик находится под опекой.

Нешуточный переполох еще в одной казанской школе устроили пятиклашки, которые решили поиграть в террористов. Дети, вооружившись игрушечным автоматом и надев медицинские маски, ворвались в кабинет, но, споткнувшись, упали. На этом игра закончилась. Сейчас с родителями школьников общаются правоохранители.

Ранее по ложному звонку о бомбе была эвакуирована казанская гимназия № 27. Как выяснили правоохранительные органы, переполох устроил 15-летний подросток из Иркутской области. Позже он выложил в соцсети видео, в котором извинился за глупую шутку, но, похоже, так и не понял, как ее восприняли в Казани, где оплакивают жертв стрельбы в гимназии № 175. Напомним, 11 мая Ильназ Галявиев ворвался в гимназию, в которой сам когда-то учился, и расстрелял школьников и учителей. Погибли семь детей и две учительницы. Еще 23 человека пострадали.

 -  Подражание - достаточно естественный для подростков механизм поведения, -  прокомментировала «ВК» последние школьные события психолог, психодрама-практик Мария Вотинцева. - В психологии, к примеру, есть понятие «синдром юного Вертера». Его описал американский социолог Дэвид Филлипс, который исследовал волну подражающих самоубийств среди подростков, прокатившуюся в Европе в конце XVIII века и спровоцированную популярным для своего времени романом Гете «Страдания юного Вертера». Кроме того, важно учитывать, что подростки иначе, чем взрослые, относятся к смерти, у них ещё нет жизненного опыта, разнообразия столкновений с жизнью и для них образ смерти - что-то более интересное, мистически загадочное, расщепленное. Также не стоит сбрасывать со счетов то, что страх взрослых, общее состояние ужаса подростки иногда используют для того, чтобы управлять ими. Например, чтобы напугать ещё больше новостями о псевдо заложенной бомбе. Это способ ощутить свой контроль и власть над жизненной ситуацией. Что бы я посоветовала родителям и педагогам? Относитесь к детям как к субъектам, а не объектам.

 - Дети являются отражением нашего общества, - убеждена ректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, председатель Общественного совета при Минобрнауки РТ и мама Асия Тимирясова. - В их душах находят отклик как положительные, так и отрицательные явления окружающего мира. Инциденты в школах - тому доказательство. Отсутствие должного внимания со стороны взрослых, ограниченность духовного мира, конфликты в семье и со сверстниками, ощущение одиночества – можно привести много объяснений тому, что приводит подростков к проступкам. Свою роль играет и негативный информационный фон, которым пронизаны многие популярные в молодежной среде источники. Мне кажется, наряду с усилением контроля за оборотом оружия в стране, нужны меры по регулированию оборота информации.

-  К сожалению, мы видим, как дети становятся объектом преступных влияний. Одна из причин — распространение информации о совершенных преступлениях с помощью телевидения, интернет-ресурсов, кино, книг, - считает уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. - Несовершеннолетние, не обладающие богатым жизненным опытом, в ряде случаев не могут адекватно оценить такую информацию, разграничить плохое и хорошее, подражают образцам преступного мира, увлекаются романтикой криминального мира. Все это способствует не только героизации преступников, но и формированию преступного и виктимного (жертвенного) поведения. На мой взгляд, необходимо максимально популяризировать героев нашего времени: и детей, и взрослых - тех, кто, рискуя собственной жизнью, спасает других, совершает научные открытия, достигает высочайшего уровня в искусстве, спорте.

Кроме того, по словам Волынец, необходимо на постоянной основе повышать правовую культуру как детей, так и родителей. В том числе разъяснять, какая ответственность предусмотрена законом за совершение противоправных деяний.

Напомним, ранее детский омбудсмен Татарстана предлагала ввести уголовную ответственность для СМИ, кинокомпаний, издательств и блогеров за «героизацию преступников и популяризацию преступлений» и запретить регистрацию в соцсетях детям младше 14 лет.