Иран становится ближе

ВК
Фотографии Александра ГЕРАСИМОВА

Сегодня в Национальной художественной галерее "Хазинэ" откроется выставка "Иран в зеркале искусства". Вниманию посетителей представят каллиграфию, живопись, декоративно-прикладное искусство, фотографии. Организаторы говорят, что "у выставки - женское лицо". Имеется в виду, что все произведения в экспозиции выполнены женщинами.

Казанцы увидят работы Марьям Хаям Никуи - мастера каллиграфии. Бамбуковый калам, тушь, чернила, акварель, гуашь - вот основные материалы и инструменты, с помощью которых она выводит на бумаге узоры персидской графики, фигурные рамки, виньетки. Ее произведения "воссоздают" слова священного Корана, изречения пророка Мохаммеда, стихотворные строки выдающегося персидского поэта Хафиза… Один из любимых почерков художницы - "насталик", получивший широкое распространение в странах мусульманского мира, он позволяет придать тексту особое изящество и благородство.

Творчество Фарназ Джаханбин представлено десятью живописными полотнами, выполненными акриловыми красками. Для выражения своего мироощущения она использует и средства традиционной каллиграфии, и средства постмодернистской изобразительности. Минимализм изобразительного языка - отличительная особенность ее живописной манеры. Для выражения сокровенного чувства любви художница выбирает каллиграфию. На холстах триптиха "Любовь" черная вязь персидских букв контрастирует с ярким золотом фона...

Азаде Махини - хранительница традиций народного творчества в работе с тканями. Старинные техники батика и набойки она соединяет с аппликацией, росписью, коллажем, варьируя их в различных сочетаниях, добавляя пайетки и бисер. Ее декоративные панно привлекательны яркостью красок, лаконичностью линий и форм.

Наряду с авторскими работами выставка представляет изделия традиционных народных промыслов Ирана. Повсеместно распространенными по сей день являются набивные скатерти с богатыми цветочно-растительными мотивами, изображениями перьев, "огурцов", завитков и цветочных бутонов. К сфере промежуточных между старым и современным искусством форм следует также отнести "серебристую чеканку" с изображениями птиц, деревьев, плодов и растений, оформленных в своеобразные инкрустированные рамы, с включением в их композиции изящных сценок, расписанных эмалью. Большое место на выставке занимает посуда - декоративные подносы, самовар, сосуд для воды, подстаканники. Завершает экспозицию фотопанорама из жизни современного Ирана.