Как сто лет назад в Казани ввели "дорожный налог"

Анна АЛТЫНОВА
Как сто лет назад в Казани ввели "дорожный налог"

Мало кто знает, что борьбу со стихией, мешающей передвигаться по зимним дорогам на автомобилях, казанские власти ведут уже почти сто лет - с тех самых пор, как губернская земская управа приобрела первую иномарку, автомобиль фирмы "Бенц". Тогда, в начале двадцатого века, в городе ввели и "дорожный взнос" - аналог транспортного налога, что, естественно, вызвало протест владельцев гужевого транспорта. Продвигать идею в массы власти решили, организовав 2 января 1914 года автопробег по почтовому тракту, в обустройство которого вложили средства от взносов...

Фотографию автомобилей, которые участвовали в автопробеге, в редакцию принес краевед Ильдар Алиев. Он рассказал, что той зимой технический отдел и дорожный комитет Казанской губернской земской управы решились на эксперимент. Обычно почтовый тракт заносило снегом, и он превращался в скопище ухабов, езда по которому была мучением. И вот заведующий техническим отделом управы, коллежский асессор Дмитрий Арцибашев предложил огораживать определенные участки тракта деревянными щитами, на манер того, как это делали, защищая от заносов железные дороги.

Арцибашев был инициатором приобретения управой "Бенца" и стремился доказать, что при правильном содержании дорог по ним при любой погоде можно ездить с ветерком. А средства на их содержание он предложил собирать не только с автомобилистов (с них много ли возьмешь, если автомобилей было раз-два и обчелся), но и с владельцев гужевого транспорта. При этом предусматривалось послабление - пять копеек "дорожного взноса" взимались лишь при въезде на тракт, огороженный защитными щитами. Именно так, к слову, предлагают поступать сейчас сторонники идеи строительства в России платных дорог: хочешь ехать по хорошей дороге - плати, хочешь ехать бесплатно - езжай по плохой. Во времена Арцибашева желающие ехать бесплатно сворачивали с почтового тракта на заснеженную объездную дорогу.

Первых "дорожных взносов" и средств, которые к ним добавило земство, хватило на оборудование защитными щитами участка почтового тракта в 80 верст, что составило половину всех почтовых дорог, проходивших в то время по территории Казанской губернии (1 верста равна 1,067 км). Это был участок дороги Казань - Шуран - Лаишев (нынешнее Лаишево). Он и стал трассой для автопробега.

- Казанские автовладельцы не верили тогда ни в то, что загородные дороги пригодны для езды на машинах, ни в то, что машины достаточно надежны, чтобы выдержать трудности зимнего пути, - говорит Ильдар Алиев. - Но настойчивость и авторитет Дмитрия Арцибашева сделали свое дело: участвовать в автопробеге согласились семь автовладельцев.

На двух автомобилях фирмы "Кейс" выехали член городской думы Николай Молотков и владелец "Торгового дома Рам" Михаил Рам, на "Фордах" - купцы: зерноторговец Михаил Гуськов, торговец оружием Евгений Остерман. Сразу две машины - "Студе-Беккер" и "Лорель" - выставил на старт купец, торговавший швейными машинками, страстный автолюбитель Николай Бойченко. Еще один автовладелец предоставил свой "Грунэ-Мохель" для испытания дорог на условиях анонимности. А вне конкурса к автопробегу присоединился сам Арцибашев на казенном "Бенце".

Удовольствие рискнуть автомобилем на опасной дороге было не бесплатным, каждый участник автопробега внес в кассу 10 рублей. Благодаря этому для четырех победителей гонки учредили призы. А поскольку мощность моторов была разной, для машин установили разные временные "нормы" прохождения дистанции. Для самых слабосильных предельный максимум был 3,5 часа.

В некоторых автомобилях не было даже ветровых стекол, поэтому гонщики перед заездом максимально "утеплились", надели очки, а лица намазали вазелином. Арцибашев заманил в свою машину журналиста. Именно заманил: газетчик, памятуя об ухабах, освещать событие с трассы вовсе не рвался...

День был солнечный и слегка морозный. Стартовал пробег в 10.15 у тогдашнего газового завода, который располагался на месте старого, ныне снесенного ипподрома. На почтовый тракт, ведущий из города,  автомобили выехали у Архиерейской дачи. Об опасных участках и резких поворотах водителей предупреждали живые "дорожные знаки" - солдаты с флажками. И хотя дорога была покрыта слоем снега (щиты защищали ее лишь от образования сугробов), автомобили местами разгонялись до 70 - 80 км в час.

Дистанцию гонщики прошли намного быстрее, чем предполагалось. Николай Молотков стал главным призером, он финишировал на своем "Кейсе" всего за полтора часа, причем десять минут из них потратил на то, чтобы выбраться из канавы, в которую слетел с дороги. Следом почти одновременно прибыли Арцибашев и Гуськов, последний и получил второй приз. Затем с разрывом в несколько минут пришли "Кейс" Рама и "Форд" Остермана. "Грунэ-Мюхель" оказался последним.

Первый казанский зимний автопробег, считает Алиев, стал одним из первых шагов к развитию в России технологий зимнего содержания дорог и дал толчок к созданию специальной снегоочистительной дорожной техники. Ну а еще это было одно из первых казанских событий, запечатленное для синематографа, и, конечно же, фильм о нем имел в Казани бешеный успех.