Какой «Петрушка» без вагона?

Инна СЕРОВА
Какой «Петрушка» без вагона?

Давно поставили, да так и не открыли в Адмиралтейской слободе памятник Петрушке - рабочей лошади, которая в позапрошлом веке разворачивала на конечной остановке вагоны конки. Бронзовая лошадка больше месяца стоит понурясь на названном в ее честь Петрушкином разъезде закутанной в «попону» из плотной пленки из-за отсутствия «завершающего штриха» - старинного вагона.

Три с половиной года назад, в апреле 2011-го, «ВК» написала о том, что гендиректор Казанского подшипникового завода Даниал Бикмухаметов приступил к воплощению своего давнего замысла - украсить Адмиралтейскую слободу скульптурой лошадки-трудяги. Правда, тогда он говорил, что на Петрушкином разъезде должна появиться лошадь в сбруе и с оглоблями, к которым каждый в воображении сможет дорисовать вагон.

Но план со временем изменился. Руководитель отдела по  взаимодействию со СМИ и информационно-аналитической работе  администрации Кировского и Московского районов Казани Эмиль Ахметгареев рассказал корреспонденту «ВК», что, обсуждая с главой района окончательный вариант памятника, спонсор (а Бикмухаметов вложил в него ни много ни мало два миллиона рублей) пришел к выводу, что без вагона он будет незаконченным. И попросил Дамира Фаттахова помочь его раздобыть. «Точной даты открытия официально назначено не было, - заметил Ахметгареев, - но подумали, что если вначале открыть памятник в таком виде, добыть вагон будет уже сложнее. Но в ходе переговоров с руководством Метроэлектротранса выяснилось, что подходящего вагона на предприятии нет. Глава района конку не ждет, это идея Даниала Закировича, - говорит Эмиль Ахметгареев. - Как он скажет, так мы памятник и откроем».

Но отчего же спонсор был так уверен, что в Метроэлектротрансе могут найти вагон для Петрушки? Выяснить это у руководителя предприятия не удалось, он оказался на больничном, а его подчиненные о памятнике Петрушке - главной движущей силе конки - прародителя современных трамваев, как оказалось, вообще не знают.

- На Петербургской у нас действительно стоят несколько ретровагонов, есть там и конка, - сообщил корреспонденту «ВК» главный инженер Метроэлектротранса Эльмир Закиров. - Но это законченная композиция, она согласована с мэрией и стала уже одной из достопримечательностей города. И я лично ни от кого не слышал, чтобы какой-то из ее экспонатов решили переместить в Адмиралтейскую слободу.

…Бронзовый Петрушка стоит на старинном булыжнике - исторические камни где-то раздобыл Даниал Бикмухаметов, который упорно добивается исторического соответствия даже в мелких деталях.   Но булыжника, который помнит цокот копыт настоящих петрушек, набралось немного, так что место под вагон вымостили уже современными каменными плитами.

Сколько времени оно еще будет пустовать, непонятно.  А за Петрушку обидно. Ведь этот памятник  должен стать третьей по счету в Казани скульптурной композицией, в которой лошадь не стилизованная, а как живая, и сюжет что ни на есть приземленный, с жизни списанный. Самой первой такой скульптурной группой стал памятник Водовозу у здания Водоканала, открытый в 2006 году, второй - памятник Благотворителю на площади Тысячелетия, открытый в 2008-м. Оба памятника открывали в конце августа - к Дню города, это были символические подарки горожанам. И вот теперь, получается, подарок не вручили из-за «некомплектности»?

Фото Александра ГЕРАСИМОВА