«Какой же я пешеход, если я не иду, а еду?»: в Татарстане гаишники сгоняют электросамокатчиков с велодорожек на тротуары

Рамиль АКБЕРОВ
«Какой же я пешеход, если я не иду, а еду?»: в Татарстане гаишники сгоняют электросамокатчиков с велодорожек на тротуары

В Татарстане продолжается театр абсурда с участием электросамокатов и сотрудников ГИБДД. Жительницу Альметьевска оштрафовали на 500 рублей за то, что она проехала на электросамокате по велодорожке, тогда как, по мнению местных гаишников, должна передвигаться по тротуару, как пешеход. А в Нижнекамске самокатчиков штрафуют за то, что они не спешиваются на пешеходных переходах, как положено велосипедистам. В общем, как и где ни езди на самокате, а на штраф, похоже, все равно нарвешься. «Пробелы в законодательстве!» - вздыхают юристы.

Привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ (несоблюдение ПДД пассажирами либо пешеходами) 30-летнюю жительницу Альметьевска Сирину Гарипову за то, что она передвигалась на электросамокате по велосипедной дорожке, которых, в отличие от третьей столицы, в городе нефтяников много.

- 12 июля около пяти вечера я ехала на прокатном самокате по улице Ленина, никого не трогала, - рассказала Сирина корреспонденту «Вечерней Казани», как было дело. - Скорость у меня была примерно 20 километров в час. Съезжаю с моста по велодорожке, меня останавливают сотрудники ДПС и спрашивают, почему я езжу по велосипедной дорожке на электросамокате, хотя должна передвигаться по тротуару для пешеходов. Я отвечаю, что никаких знаков, запрещающих проезд самокатов, на дорожке нет. И какой же я пешеход, если я не иду, а еду? А гаишники мне говорят, мол, вы что, передачу «Главная дорога» по НТВ не смотрите, там все рассказывают.

По словам Гариповой, кроме нее сотрудники ГИБДД отловили и решили наказать рублем еще несколько человек, которые ехали на электросамокатах по велодорожке на улице Ленина.

- Я с этим категорически не согласна и собираюсь обжаловать штраф в суде, для меня это принципиальный вопрос, - продолжает Сирина. - При наличии велодорожки я всегда стараюсь кататься на самокате по ней, а не по тротуару, чтобы не беспокоить пешеходов. Мне казалось, что велодорожка для этого и существует. Теперь, что, кроме велодорожки нужно еще и самокатную делать? А автомобили где будут ездить? Кому ни рассказываю о ситуации, в которую я попала, все удивляются и все со мной согласны. Юрист, к которому я обратилась за помощью, говорит, что меня просто развели, оштрафовали ни за что.

Напомним, что пару лет назад жители Казани были до крайности удивлены другой ситуацией  - 54-летнего мужчину попытались лишить водительских прав за пьяную езду на электросамокате. Гаишники, встретив самокатчика на ночной улице, предъявили ему, что он управляет транспортным средством в нетрезвом виде. Самокатчик дуть в алкотестер категорически отказался и к тому же возмутился: с каких это пор самокат стал транспортным средством? В итоге спор разрешился в его пользу: Московский райсуд Казани решил, что человек на электросамокате с двигателем небольшой мощности является пешеходом, а не водителем и лишать его прав не за что.

С этим вроде бы разобрались, но теперь ребром встал другой вопрос: к какому лагерю отнести тех, кто катается на электросамокатах небольшой мощности, - пешеходы они или, скорее, все-таки велосипедисты?  

- Увы, этот вопрос законодательством до сих пор не отрегулирован, хотя попытки были, - прокомментировал «Вечерней Казани» возникающие коллизии юрист Виктор Шабанов. - А пока внятных законодательных актов нет, проблема фактически отдана на откуп местным властям и сотрудникам ГИБДД - как говорится, кто во что горазд. Я считаю, шансы оспорить в суде штраф у жительницы Альметьевска есть.

«Термин «электросамокат» в Правилах дорожного движения Российской Федерации отсутствует, - подтвердили «ВК» в отделе пропаганды УГИБДД по РТ и посоветовали: - В связи с этим лицу, управляющему электросамокатом, следует руководствоваться требованиями ПДД РФ к движению пешеходов: перемещаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним движение может осуществляться по велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части (навстречу движению транспортных средств)».

В УГИБДД также отметили, что некоторые устройства, схожие с электросамокатами, имеют двигатели мощностью более 250 Вт и способны развивать скорость более 50 км/ч: «Такие устройства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» относятся к мототранспортным средствам и для управления ими необходимо наличие прав категории «М» или «А». Соответственно, лицо, управляющее таким устройством, схожим с электросамокатом, руководствуется требованиями ПДД к движению мопедов: необходимо двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. При этом запрещается движение по тротуару, а также пешеходным дорожкам».

В общем, регламент Таможенного союза является на сегодня единственным документом, который хоть как-то регулирует движение мощных электросамокатов по улицам российских городов. Что касается маломощных, то в отсутствие для них писаных правил гаишники, похоже, придумывают неписаные.

«Пользуясь пробелами в действующей редакции ПДД, некоторые сотрудники ГИБДД вместо того, чтобы заботиться о безопасности пешеходов на тротуарах, занимаются тем, что штрафуют самокатчиков за езду по велополосам и сгоняют их на тротуары, тем самым способствуя повышению опасности движения пешеходов по тротуарам, - обратили внимание на проблему еще прошлым летом в сообществе «Казан Урбанчы». - Настаиваем на том, что данные действия сотрудников ничего общего с повышением безопасности движения не имеют, так как велополосы и велодорожки изначально были придуманы для того, чтобы разделить потоки пешеходов и пользователей двухколесных транспортных средств для повышения безопасности движения тех и других».