Казань потеряет филиал Суриковского института?

ВК
Казань потеряет филиал Суриковского института?

Филиал Суриковского института в Казани, который был учрежден в 2008 году,  может быть закрыт. Финансирование прекращено, приемных экзаменов на 2014 - 2015 учебный год не проводилось, подготовительные курсы распущены. Знаменательно, что это происходит в Год культуры, в год, когда Казань выбрана культурной столицей тюркского мира, когда древний Болгар включили в список Всемирного наследия… Но кто создаст новый Болгар, если сегодня не поддержать художника и его ремесло? Кто передаст уникальные технологии новому поколению? 

В 1895 году по ходатайству Казанского губернского земства и Казанской городской думы и с разрешения президента Императорской академии художеств общественность и профессура добились открытия Казанской художественной школы (КХШ). В новоиспеченной «кузнице кадров» дело было поставлено серьезно. Школа имела четыре отделения: живописное, архитектурное, скульптурное, граверное. Программа обучения и педагогический состав соответствовали европейскому уровню и курировались Академией художеств.

В 1900 - 1904 годах Карлом Мюфке - архитектором-строителем Казанского университета, недавним заведующим КХШ - для школы было построено великолепное здание в так называемом русском стиле, которое и поныне является украшением Казани. Строение было спроектировано с учетом стандартов художественных мастерских: имело застекленный потолок, систему рассеивания солнечных лучей, просторные аудитории с зеркальными окнами. А в 1926 году уникальное здание было отобрано у школы и с тех пор передавалось из рук в руки разными учреждениями, и только в 2004 году, через почти 80 лет мытарств, вновь возвращено художникам. За это время оно пришло в ветхое состояние.

Начиная с 1918 года статус школы многократно менялся. Сначала она была преобразована в Казанские государственные свободные художественные мастерские. Затем в Высшие художественно-технические мастерские. Наконец, школа была переименована в Казанское художественное училище (КХУ), а имя ее выдающегося выпускника Николая  Фешина училищу присвоили уже в 2006 году.

Все это время остро ощущалась необходимость наличия в Казани своего высшего учебного заведения. Ведь студенты, уезжавшие в Москву и Петербург, как правило, не возвращались на родину. Надо заметить, что состав студентов школы всегда был интернациональным. В моем потоке в КХУ училась молодежь со всего Поволжья, из Сибири, Урала и даже из Южно-Сахалинска. В истории школы были студенты с Дальнего Востока, из Китая, Сибири, Прибалтики (скульптор Карлис Зале один из них) - так серьезен был уровень обучения в КХШ. Стали хрестоматийными слова Давида Бурлюка, который, поучившись сначала в Казани, а потом в Одессе, вернулся в казанскую альма-матер: «В Одесской школе по сравнению с Казанью чересчур казенно». Хотя именно в те поры Одесса была увлечена живописью импрессионистов - а вот, поди ж ты...

Казанская школа дала миру множество славных имен. Помимо уже названных здесь учились Велимир и Вера Хлебниковы, Петр Дульский, Александр Родченко, Варвара Степанова, Константин Чеботарев и Александра Платунова, Баки Урманче... Николай Фешин как-то сказал Давиду Бурлюку: «Казань, наш дорогой город, никогда не должна забыть нас!..».

В Казанском филиале Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова обучали академическому рисунку, живописи, фигуративной композиции, возродили монументальное искусство, осваивали мозаику, витражи, скульптуру, печатную графику… В 2014 году состоялся первый выпуск. Однако договор о республиканском обеспечении нового учебного заведения был заключен с 2008-го по 2013 год, после чего финансирование должна была взять на себя Российская академия художеств. Однако сейчас идет реорганизация Российской академии художеств, и жизнеобеспечение института повисло в воздухе.

Было бы в высшей степени постыдно и нелепо погубить столь серьезное начинание. За это время институт приобрел коллектив, складываются традиции, студенты и выпускники нынешнего года участвуют во  всероссийских, региональных и республиканских выставках, в международных симпозиумах, оставляя городу плоды своего творчества.

Учебное заведение не предприятие оборонного значения, не нефтеносный участок. Не его это задача - ковать денежные знаки. Оно занимается чем-то большим. Создает условия для нормальной интеллектуальной, художественной жизни общества, для развития культуры страны. Обеспечивает перспективу этого развития на долгие годы вперед.

Ильнур СИРАЗИЕВ,  художник