«Казань спортивная»: основано на реальных событиях

Айсылу КАДЫРОВА
«Казань спортивная»: основано на реальных событиях

Печаль женщины-боксера из-за того, что за пределами ринга ее нередко принимают за трансвестита, откровения мужчины-шахматиста о том, чему он мечтает научить свою жену, выводы девушки-модели о фигурах пловцов - фрагменты документального спектакля «Казань спортивная», премьера которого состоялась на этой неделе в творческой лаборатории «Угол».

Эта постановка - проект Казанского центра современной драматургии и режиссуры «Первый», над его созданием работали Нияз Игламов (составление текста пьесы), Юлия Захарова (режиссура) и сборная труппа из независимых дипломированных актеров и студентов Казанского театрального училища.

«Казань спортивная» - спектакль абсолютно уникальный: такого еще нигде не было. Он создан в технике вербатим (от латинского verbatim - дословно). Материалом для такой постановки служат интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат герои планируемой постановки. В случае «Казани спортивной» - это спортсмены, тренеры, болельщики, волонтеры и просто люди, которые занимают ту или иную позицию по отношению к спорту и к спортивным мероприятиям, проводимым в городе.

Начинается спектакль, длящийся около часа, с гимна Татарстана. Актеры в черных брюках и белых футболках, на которых написано «Казань спортивная», слушают его, выстроившись в ряд и с наворачивающимися на глаза слезами. Буквально через минуту «спортивная команда» рассыпается, и актеры играют болельщиков «Рубина» и «Ак Барса». Эти фанаты одинаково пылко верят в свои команды и одинаково смешно хорохорятся, отличаются же друг от друга только шарфиками.

Один из лучших моментов в спектакле - монолог женщины-боксера в исполнении Софьи Силкиной. Только всерьез интересующиеся миром спорта люди смогут догадаться (и догадываются), с кого актриса рисует свою роль. Но знать это совсем необязательно, важно другое: что она говорит и как. Откровения могучей спортсменки красивая и хрупкая Силкина транслирует публике так естественно и легко, что смотреть на нее и слушать - удовольствие. Она с иронией рассказывает о «своих» плечах 52-го размера, немного стесняясь - о жутких травмах. Смешно разыгрывает пластический этюд «удар в челюсть», вспоминая случайную встречу с воришкой. Мужественно скрывает переживания из-за периодических подколов окружающих, что она выглядит как мужик или как трансвестит...
 
Бойкий монолог актрисы - больше и глубже «фрагментов одной биографии». Среди прочего он заставляет задуматься о том, что Силкина - из той редкой категории профессионалов, кому по силам выйти на публику с моноспектаклем.

Не эпизодом документального театра, а пародией выглядит в спектакле сцена с девушкой-моделью, рассказывающей о своей работе на чемпионате мира по водным видам спорта. Работа эта необычная - приглашать спортсменов-чемпионов на церемонию награждения. Девушку-модель - манерную и глуповатую, замечательно играет студентка Казанского театрального училища Айгуль Хузина. Ее монолог в спектакле дополнен примитивной, но очень смешной сценкой «синхронное плавание»: занавес из голубоватой ткани имитирует бассейн, из которого под бодрую музыку совсем несинхронно «выныривают» то головы пловчих, то их голые ноги (головы - настоящие, а ноги - от пластмассовых манекенов)...
  
Как и Айгуль Хузина, другие занятые в спектакле студенты учатся в училище на татарском отделении. Но для них участие в русскоязычной «Казани спортивной» - опыт очевидно мучительный. Они плохо владеют русским языком: чувствуется, что им не только сложно произносить текст роли - они еще и смутно понимают смысл вызубренных слов.

Заканчивается спектакль, как и начинался, гимном Татарстана. А предшествует ему монолог спортсмена-инвалида, которого играет дипломированный актер Раиль Габдуллин. Пожалуй, это даже хорошо, что он сидит на обыкновенном стуле, а не в инвалидной коляске: так жизнеутверждающая речь о том, что нельзя себя жалеть, звучит убедительнее. И почему-то мгновенно вспоминается присказка «физкультура лечит - спорт калечит», которую в начале спектакля произносил один из героев.

Следующие дата и место публичного показа документального спектакля «Казань спортивная» еще не утверждены. Однако известно, что постановка войдет в программу VII фестиваля молодой режиссуры «Ремесло», который традиционно в декабре проводит Камаловский театр.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.