Казанцам покажут новый театральный язык

Айсылу КАДЫРОВА
Казанцам покажут новый театральный язык

Театр, в котором один спектакль может длиться пять минут, а другой - «до последнего зрителя», в котором никто не заморачивается по поводу декораций, костюмов и грима, - независимый «Театр Post» из Санкт-Петербурга впервые будет гастролировать в Казани с 20 по 26 октября. Его создал в 2011 году актер и режиссер Дмитрий Волкострелов - ученик Льва Додина, лауреат специального приза жюри Национальной театральной премии «Золотая маска», трехкратный лауреат петербургской театральной премии «Прорыв» в категории «Лучший молодой режиссер».

В Казани актеры Волкострелова покажут его спектакли по текстам Павла Пряжко: «Мы уже здесь», «Запертую дверь», «Хозяина кофейни» и «Я свободен». Также в гастрольной афише -  «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева и постановки «Лекции о ничто» и «Лекции о нечто» композитора и философа Джона Кейджа. Показы пройдут в творческой лаборатории «Угол» и в центре современной культуры «Смена».

Продюсером первых казанских гастролей «Театра Post» выступает Инна Яркова - директор фонда поддержки современного искусства «Живой город». О своей заинтересованности в этом проекте она рассказала корреспонденту «Вечерней Казани»:

- В нашей Казани театр как явление представлен достаточно однобоко: люди ходят на спектакли, чтобы развлечься. Они ходят за эмоциями - кто-то любит поплакать, кто-то - посмеяться. На примере постдраматического «Театра Post» мне хочется показать, что в театр можно ходить за мыслями. Что на спектаклях можно думать - не только чувствовать.

- Когда вы сами впервые побывали в этом театре?

- Это было три года назад, я смотрела в Петербурге спектакль Волкострелова по пьесе Пряжко «Злая девушка».  Очень долго не понимала, про что он. Но спустя несколько спектаклей поняла. И почувствовала: это «мой» театр. То, что делает Волкострелов, это не претензия на странность - он просто не хочет развлекать зрителя.

- А сколько длилась «Злая девушка»? Я читала, что у Волкострелова есть спектакль, который состоит из одной фразы и длится всего пять минут...

- Это спектакль «Солдат», это у него продолжительность пять минут. «Девушка...» длилась где-то час двадцать. Кстати, у Волкострелова есть спектакль «Любовные истории», который не заканчивается вообще: финал играется и играется - до тех пор, пока не встанет и не уйдет последний зритель. На премьере финал «Любовных историй» играли 220 раз! А самый долгий у него спектакль -  «Shoot/Gettreasure/ Repeat» (Стреляй/Хватай сокровище/Беги) по текстам Марка Ровенхилла, он длится восемь часов. Но эта «долгость» совершенно не утомляет.

- Ни самый долгий, ни самый короткий спектакль «Театра Post» казанцы не увидят. По какому принципу формировалась гастрольная афиша?

- Волкострелов хочет показать в Казани важные для него спектакли. Среди них его визитные карточки - «Июль» и «Хозяин кофейни». Радикальный для зрителей спектакль «Я свободен» (любители традиционного театра про него часто пишут: «Это невозможно смотреть! Это не театр!»). Это его новые работы... Во всех постановках не больше четырех действующих лиц, минимум декораций, никаких сценических костюмов... Мне очень хочется, чтобы спектакли «Театра Post» вызвали наших зрителей на диалог. Поэтому  после показов мы будем проводить обсуждения.

- Согласны ли вы с предположением, что на спектаклях Волкострелова многим будет скучно?

- Будет скучно, да. Но не уныло. Важно вот что понять: в «Театре Post» интересно наблюдать за зрителями, а не за актерами. Зрители что-то важное понимают про себя на его спектаклях. Неслучайно одна из расшифровок названия Post – это аббревиатура Power-OnSelf-Test: «самотестирование после включения».

- Если я правильно понимаю, театр Волкострелова - это экспериментальный театр, у которого нет аналогов?

- Очень не люблю слово «экспериментальный». Им часто оправдывают откровенные неудачи, ошибки. «Театр Post» - необычный театр, в котором режиссер Волкострелов создает новый театральный язык, на котором в России говорить больше никто не пытается. Это не режиссерский эксперимент - это осознанная работа.