Казанцы увидят, что «Девочка с персиками уже не та»

Айсылу КАДЫРОВА
Казанцы увидят, что «Девочка с персиками уже не та»

В пятницу в Национальной художественной галерее «Хазинэ» откроется выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой». Это проект московского куратора Дианы Мачулиной - лауреата премии Кандинского в номинации «Лучший молодой художник года (2008)», который уже экспонировался в столичном центре современного искусства «Винзавод». На выставке представят 92 работы 21 современного художника из 16 регионов России. Среди них интригующие холсты петербурженки Ирины Дрозд «Девочка с персиками уже не та» и «Маха обнаженная уже не та».

Все авторы выставки «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» - стипендиаты правительства России. Эта стипендия учреждена в 2014 году для деятелей культуры (не только художников), в год выдают 100 стипендий. Художник не имеет права номинировать на стипендию самого себя - его должна выдвинуть какая-то культурная институция. В данном случае все участники выставки - стипендиаты от Творческого союза художников России, это самый молодой из художественных профсоюзов в стране, основанный уже в постсоветское время и известный тем, что довольно лояльно относится к современному искусству.

Среди участвующих в проекте региональных художников есть те, кто достаточно давно работает в области современного искусства, и те, кто этой системе принципиально противостоит. При этом все участники проекта имеют классическое профессиональное художественное образование. В некотором смысле эта выставка - дайджест мнений поколения, которое будет формировать ближайшее будущее.

Про художницу из Петербурга Ирину Дрозд, которая представляет на выставке картины «Девочка с персиками уже не та» и «Маха обнаженная уже не та» (серия «Культурный эйджизм»), куратор выставки Диана Мачулина говорит: «Перед классикой [она] не поклоны бьет. Морщинистые героини ее версий «Девочки с персиками» Серова и «Махи обнаженной» Гойи - современный «Портрет Дориана Грея», ирония над преклонением перед шедеврами прошлого, совершенной эстетикой, которая не может и не хочет ответить на этические вопросы современности».

Ирина Дрозд входит в питерскую арт-группу «Непокоренные 17». Основная тема ее творчества - дети. Не приукрашенные слащаво-салонные и не гротескные, а настоящие современные дети. Такие «настоящие», что работы Ирины Дрозд искусствоведы называют не иначе как глубоко социальными.

Без ложного пафоса эта художница относится не только к классике, но и к своим работам. Так, на Московской молодежной биеннале в 2012 году Ирина Дрозд вместе с химиком Александром Ефремовым залила свои холсты с портретами детей разными химикатами. Результат, можно сказать, оказался незабываемым: на одной работе образовались голубые кристаллы, другая покрылась коричневой плесенью. «Это не только про эстетическое, - объясняла Ирина. - Раз мы здесь никому не нужны, логично самому свои произведения и уничтожать».

Осталось добавить, что в день вернисажа выступит в «Хазинэ» с лекцией «Шок в искусстве» один из самых авторитетных арт-критиков страны - заведующий отделом новейших течений Русского музея, автор бестселлера «История искусства для собак» Александр Боровский. Начало в 16.45.