Казанский Петрушка теперь с вагоном

Елена ГОРБУНЧИКОВА
Казанский Петрушка теперь с вагоном

Памятник знаменитой лошадке Петрушке в Адмиралтейской слободе наконец-то обрел недостающую деталь. На днях рядом с бронзовой статуей лошади установили вагон конки. Как выяснила «Вечерняя Казань», дело за оглоблями.  

Напомним, четыре года назад гендиректор Казанского подшипникового завода Даниал Бикмухаметов решил увековечить память о лошади-трудяге, которая в 70-х годах XIX века дежурила на разворотном кольце казанской конки. Здесь уставшую пару лошадей, тянувшую двухэтажный вагон из центра города до Адмиралтейской слободы, выпрягали, а на ее место впрягали другую, которая отправлялась в обратный путь. А Петрушка должен был развернуть вагон перед сменой лошадей. Учитывая, что на кольце были крутой спуск и подъем, работу у него была тяжелая. Шли годы, лошади на разворотном кольце менялись, но кличка Петрушка сохранялась за всеми. А вскоре казанцы назвали в честь Петрушки и сам разъезд.

Макет памятника лошадке-трудяге был разработан в 2011-м. Из бронзы скульптуру отлили в 2014-м, тогда же установили на месте Петрушкиного разъезда. Кстати, меценату скульптура обошлась в кругленькую сумму - 2 млн рублей. Но об этом Бикмухаметов не любит говорить.

Однако после установки памятник долгое время не открывали, спрятав Петрушку под целлофановой «попоной». Оказалось, автор идеи Даниал Бикмухаметов решил, что без вагона конки памятник рабочей лошади выглядит незаконченным. Он вступил в переговоры с казанским Метроэлектротрансом. Но там отказались отдавать в Кировский район единственный уцелевший двухэтажный вагон конки. Вместе с другими ретровагонами он стоит сейчас на улице Петербургской, напротив  центрального офиса Метроэлектротранса.

- А зря, ведь именно отсюда — из Адмиралтейской слободы - начинался первый в истории Казани трамвайный маршрут, - не согласен с таким решением транспортников Бикмухаметов. 

В итоге ему пришлось искать вагон конки по всей России. Звонил в Москву, Самару, Нижний Новгород, Астрахань...  И везде слышал отказ: мол, у самих нет. А в июне неожиданно получил положительный ответ из музея электрического транспорта Санкт-Петербурга, где всего за 100 тысяч рублей предложили выкупить платформу вагона старой конки.

- Я тут же на радостях перечислил деньги, и через день мне ее доставили на грузовике в Казань, - рассказал Бикмухаметов. - За  рабочими нашего завода дело не стало: все отремонтировали, покрасили.

А пока рабочие приводили платформу в божеский вид, гендиректор завода нашел в Казани фирму по изготовлению вагончиков-бытовок, которая согласилась за полмиллиона рублей изготовить вагон конки по образцу того, что стоит на Петербургской. Однако Бикмухаметов решил отказаться от второго этажа вагона и лестницы к нему.

И вот Петрушка — с долгожданным вагоном!

- Теперь осталось только хомут отлить да оглобли приделать. Правда, мы тут новой идеей загорелись  - установить рядом скульптуру кучера, - сообщил Даниал Бикмухаметов корреспонденту «Вечерней Казани».

- Значит, скоро стоит ждать торжественного открытия памятника?

- Этот вопрос уже не ко мне. Я свое дело сделал — памятник поставил. А будет ли праздник по этому поводу, пусть решают в администрации района. Я лишь скромно где-нибудь на памятнике напишу: «В дар городу от Бикмухаметова».

Фото Александра Герасимова.