Казанский Спурт Банк вконец «испуртился»?
Сегодня ЦБ РФ ввел в казанский «Спурт» временную администрацию в лице Агентства по страхованию вкладов «в связи с неустойчивым финансовым положением и наличием угрозы интересам кредиторов и вкладчиков». АСВ объявило, что выплаты страхового возмещения вкладчикам начнутся с 12 мая, а 5-го будут названы банки-агенты, в которых физлица, в том числе ИП, получат свои средства в размере не более 1,4 млн рублей.
Временную администрацию в Спурт Банке, который неделю назад приостановил операции по счетам клиентов, возглавил уже хорошо известный в Татарстане управляющий от АСВ Дмитрий Онегин, который занимается разбором завалов в ТФБ и ИнтехБанке. В «Спурте» он также должен будет обследовать финансовое положение и выяснять, что привело банк к кризису.
Согласно предварительным выводам Центробанка РФ, причиной кризиса стал «значительный отток денежных средств клиентов - юридических и физических лиц, спровоцированный в том числе информационными атаками через социальные сети». При этом регулятор отмечает, что «на начальном этапе снижения ликвидности банку удавалось выполнять принятые на себя обязательства за счет реализации ликвидных активов. В дальнейшем реализация активов была затруднена в связи с участием банка в финансировании крупного инвестиционного проекта на предприятиях, подконтрольных руководителю банка. Объем финансирования данного проекта почти в 3 раза превышал величину его собственных средств (капитала), при этом данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний. В результате значительные денежные средства кредиторов и вкладчиков оказались иммобилизованы в не приносящие доходы долгосрочные инвестиции...».
Проще говоря, председателя правления «Спурта» Евгению Даутову уличили в том же, в чем и главу ТФБ Роберта Мусина: за счет кредиторов банка она поддерживала собственный проект - Казанский завод синтетического каучука (КЗСК), в уставном капитале которого Даутова имеет самую большую долю в 30%, и строящийся рядом дочерний «КЗСК-Силикон».
Через две недели, после проведенной ревизии, временная администрация должна будет определить - «Спурт» скорее мертв, чем жив, или все-таки его имеет смысл реанимировать. Если дыра окажется незначительной, а активы в массе своей «здоровые», то Банк России может предоставить «Спурту» стабилизационный кредит, тем более что в своем сообщении регулятор отмечает, что учитывает интересы кредитуемых этим банком «социально значимых предприятий». Раньше в подобных случаях назначался банк-санатор. Однако сейчас ЦБ прекратил эту практику в ожидании нового закона о Фонде консолидации банковского сектора, который рассматривает Госдума РФ.
Есть также надежды, что Евгении Даутовой удастся поправить положение банка, продав свою долю в предприятиях. Но не исключен и самый печальный вариант - отзыв лицензии.
Экс-председатель Нацбанка РТ Евгений Богачев в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» в связи с происходящим категорически отмел обвинения в некомпетентности в адрес топ-менеджмента «Спурта»:
- Даутова - опытный банкир, у нее математическое мышление. Главное, что вызвало проблемы банка, - это паника, в результате которой юрлица и физлица сняли со счетов «Спурта» около 7 млрд рублей. Когда поднимается такой ажиотаж, даже западные банки не выдерживают. Но там в таких случаях сразу идет поддержка правительства, центральных банков - они «заливают» пожар деньгами. У нас же Даутову, по существу, никто не поддержал. От нее все отвернулись. А Европейский банк реконструкции и развития (25% акций «Спурта» принадлежит ЕБРР. - «ВК») не может дать Даутовой ни копейки из-за санкций.
Богачев уверен, что большой дыры временная администрация в Спурт Банке не обнаружит:
- Насколько знаю, ни в какие офшоры деньги не выводились, они вкладывались в экономику, реальный сектор. На одном КЗСК работают 1400 человек!
По поводу будущего «Спурта» бывший банкир проявляет сдержанный оптимизм:
- Если в ближайшее время удастся продать «КЗСК-Силикон», вырученные деньги пойдут на спасение банка. Хотя некоторые говорят, что инвесторы будут ждать до последнего, чтобы выкупить его за бесценок... Второй вариант - инвесторы прокредитуют завод синтетического каучука, это же стратегическое оборонное предприятие, и завод вернет «Спурту» пару миллиардов. Третий вариант - санация банка. Тут больших средств не нужно - и банк будет живой, и все получат свои деньги.
Вице-президент Ассоциации региональных банков РФ Ян Арт тоже настроен оптимистично по поводу перспектив переживающего кризис финансового учреждения:
- Центробанк прекрасно понимает, что в Татарстане сложилась тяжелая ситуация в банковском секторе и еще один крах финансового учреждения совсем ее дестабилизирует. «Спурт» - крепкий, рыночный банк. Поэтому, думаю, скорее всего, его ожидает процесс санации.