КФУ разменял имя на «мусор»?
Вокруг Казанского университета в мае развернулся новый скандал. Московские ученые из Финансового университета при правительстве РФ публично объявили КФУ лидером рынка якобы научных, а на деле - мусорных публикаций. Слово «рынок» здесь уместно как никакое другое: преподаватели вынуждены публиковать свои статьи в заграничных журналах за свои же деньги, чтобы родной вуз мог подтвердить свою международную конкурентоспособность.
Речь идет о публикациях в журналах, индексируемых международной базой данных SCOPUS. От наличия таковых у преподавателя КФУ, согласно «эффективному контракту», зависит, продлят ли с ним договор на следующий срок.
- Фетишизация количества зарубежных публикаций стартовала в декабре 2012 года, когда правительство России утвердило госпрограмму «Развитие науки и технологий». Одним из ее индикаторов было выбрано «число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных «Скопус», - рассказал «ВК» директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Евгений Балацкий. - От этого показателя зависит и количество денег, выделяемых вузу. Тут есть разные подходы. Вот Высшая школа экономики стимулирует своих сотрудников публиковаться в солидных журналах путем выплаты надбавки за статьи в журналах 1 - 2 квартиля (наиболее востребованные научным сообществом и имеющие самые высокие показатели цитируемости. - «ВК»). А другие вузы этого не делают - ну, может, нет у них таких ученых, которые способны подготовить статью в солидный журнал...
У солидного журнала, объясняет Балацкий, требования к авторам суровые: присланный текст (объемом не менее 50 страниц) анонимно посылается на рецензирование 2 - 3 ученым, те выдают вопросы и претензии, автор берется за переработку...
- Требуется перфектный английский язык, обязательная новизна, очень большая и подробная библиография... Процесс публикации может занимать годы! И просто за деньги в хороших журналах вы ничего не опубликуете. А в «мусорный» журнал присылаете несколько страниц текста с куцей библиографией, убого переведенные на английский, платите деньги, и все это мигом публикуется. Такие журналы живут в «Скопусе» недолго, периодически оттуда с позором исключаются, но и после этого опубликованные в них статьи будут висеть в базе «Скопуса», и бонусы у университета никто не отнимет... Так вот по количеству публикаций в «мусорных» журналах ваш КФУ на порядок обгоняет другие российские вузы.
В разговорах «не для печати» преподаватели КФУ называют среднюю сумму, в которую им обходится публикация в «доступном», т. е. мусорном скопусовском, издании: 30 - 40 тысяч рублей за штучку.
- Коллеги жаловались, что заплатили за публикацию, университет обещал возместить расходы, но это так и не было сделано... А сумма солидная - больше зарплаты доцента, - рассказал «ВК» бывший доцент КФУ, ныне старший научный сотрудник НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Искандер Ясавеев. - Понимают ли они, что журнал «мусорный»? Конечно! Уважающий себя журнал не берет денег за публикацию, разве что иногда за то, чтобы она находилась в открытом доступе... Но я не могу их осуждать, они в КФУ существуют в условиях, когда либо принимай навязанные администрацией правила, либо уходи. Продление или непродление контракта с преподавателем зависит от наличия у него статей в скопусовских изданиях, а в каких - не важно. «Скопус» любой ценой!
Фактически моментом признания издания «мусорным» является исключение его из БД SCOPUS. Только за 2014 - 15 годы такой досадный казус постиг несколько десятков журналов, дотоле успешно оказывавших российским вузам платные услуги по украшению их внешними признаками кузниц научных кадров с мировой известностью...
По данным страниц преподавателей КФУ на сайте вуза «ВК» подсчитала, какая доля их скопусовских публикаций за 2015 год приходится на издания, в 2014 - 15 годах исключенные из «Скопуса».
В институтах естественно-научного и физико-математического направления КФУ при значительном количестве скопусовских публикаций (особенно у физиков и химиков) поддерживают научную чистоту и самоуважение: среди статей сотрудников «классических» кафедр за 2015 год «ВК» не обнаружила ни одной опубликованной среди «мусора» - журналы сплошь солидные, с давней хорошей репутацией.
Картина, внушающая оптимизм... если бы не присутствие в современном составе этих институтов кафедр - выходцев из покойного пединститута. У преподавателей отделения педобразования института математики и механики, кафедры образовательных технологий в физике и кафедры химического образования за 2015 год доля статей в «мусорных» журналах в общем числе скопусовских публикаций - от половины до 100 процентов...
Такой показатель, все еще экзотичный в среде естественников-физиков-математиков, для гуманитариев и экономистов КФУ - почти норма.
В «Перечне статей профессорско-преподавательского состава юридического факультета КФУ, опубликованных в изданиях, входящих в научную базу цитирования SCOPUS» (на сайте КФУ) из 11 статей 8 опубликованы в «мусорном» издании Mediterranean Journal of Social Sciences, исключенном из базы «Скопуса» в 2015-м. Зато темы - актуальнейшие, например «Правовой статус эмбриона в законодательстве Йеменской Республики».
Каждая из этих научных публикаций - поводов для гордости и повышения «показателей продуктивности» - умещается на двух, ну максимум пяти страницах. В нормальной научной статье такого объема не хватит и для характеристики использованных источников... Ну так это в нормальной, а здесь исследование на тему «Гендерная проблематика при проведении многокомпонентных операций в поддержку мира: сексуальное насилие в условиях конфликта» заключается в пересказе доклада спецкомитета ООН и одной статьи в Washington Post...
На странице того же юрфака - объявление для недогадливых: «Для повышения индекса цитируемости преподавателей юридического факультета КФУ в научной базе цитирования SCOPUS авторам при написании новых статей рекомендуется использовать ранее опубликованные статьи, вошедшие в издания, входящие в научную базу цитирования SCOPUS». Сами пишем, сами платим за публикацию написанного и дружно ссылаемся на уже оплаченное коллегами - так победим в научной конкуренции!
Из перечня «статей в журналах, индексируемых в SCOPUS» на странице института международных отношений, истории и востоковедения КФУ узнаем: из 30 таких публикаций 19 приходится на «мусорные» журналы, исключенные из «Скопуса» в 2014 - 15 годах. Сотрудники института филологии и межкультурной коммуникации КФУ за 2015 год опубликовали 127 статей в изданиях «Скопуса», из них 43 - в «мусорных».
А из 157 публикаций преподавателей института психологии и образования в «мусор» попало 113. Лидеры: кафедра психологии (из четырех опубликованных статей четыре - в «мусоре»), кафедра дошкольного образования (две из двух), кафедра педагогики и методики начального образования (45 из 47).
В институте социально-философских наук и массовых коммуникаций дела чуть лучше. Лишь единичные публикации за 2015 год в явно «мусорных» журналах «ВК» обнаружила у преподавателей кафедр политологии, общей и этнической социологии, прикладной социологии. Зато из скопусовских статей сотрудников кафедры татарской журналистики 40 процентов приходится на «мусор».
Из 150 публикаций преподавателей института управления, экономики и финансов 100 сделаны в «мусорных» журналах. Абсолютные лидеры - кафедра управления человеческими ресурсами (из 27 публикаций 25 приходится на «мусор»), кафедра сервиса и туризма (17 из 18) и кафедра маркетинга (10 из 11).
Скрыть шокирующую картину - в иных подразделениях КФУ до 90 процентов «престижных» международных публикаций приходится на явно «мусорные» издания - невозможно. Но хотя бы затуманить ее призваны маленькие хитрости на сайте университета. Например, забавные «опечатки» в перечнях изданий: типа Tlucation вместо Education, будто стеснительные составители надеялись запрятать название исключенного журнала за абракадаброй. Или пишут только часть «нехорошего названия», или указывают только издателя журнала, называть который стало неприлично...
Впрочем, если некоторые излюбленные нашими преподавателями издания не исключены из «Скопуса», то это, вероятно, лишь вопрос времени. Вот для разминки вопрос, ответ на который не требует наличия ученой степени: может ли быть солидным журнал «Социальные науки», который издается в Пакистане и предъявляет потенциальным авторам единственное требование - денежное?
- Сегодня на заседании кафедры мы с коллегами в очередной раз обсуждали, что по возможности мы должны публиковаться в престижных скопусовских изданиях, - поделился с «ВК» завкафедрой гражданского и предпринимательского права юрфака КФУ Камиль Арсланов. - Я не верю, что мы обошли все другие вузы по количеству публикаций в «мусорных» журналах... Но проблемы с публикациями в серьезных изданиях имеются. Дело вот в чем: математика или физика интернациональны, а право - всегда национально, за границей и понятия права другие. При этом в серьезных журналах принимают к публикации лишь те статьи, которые для них представляют интерес. И часто бывает так, что тема, которая для нас очень актуальна, им неинтересна, и наоборот; да вот хоть проблематика однополых браков - там она активно исследуется, а у нас само это явление - табу!
Похоже, для российских ученых некоторых специальностей доступ в скопусовские журналы ограничен по действительно объективным причинам... Ну многие ли международные издания заинтересует статья филолога из КФУ на тему «Возвратные местоимения в современном русском языке», опубликованная в итоге за деньги в журнале «Азиатская социальная наука»? Так стоит ли лишать ученых самоуважения, заставляя их пропихивать свои работы за свои же деньги...
Впрочем, ректор КФУ Ильшат Гафуров (у него на странице тоже имеются публикации в журналах, впоследствии исключенных из БД «Скопус») объяснил «ВК», что критика ставки на «мусор» есть просто происки конкурентов из других вузов перед очередным раундом раздела федерального бюджетного пирога:
- В конце прошлого года проходил круглый стол с участием крупнейших рейтинговых агентств, и представитель одного из них - «Таймс Хайер Эдьюкейшн» - заявил: «Для нас нет мусорных или не мусорных изданий - все они реферируются «Скопусом», а мы «Скопусу» верим». То, что потом какое-то издание исключается из БД «Скопус», не говорит, что опубликованная в нем статья - плохая. Такой пример: люди садятся в самолет, а он оказывается неисправным и падает - кто виноват, неужели те, кто сидел в самолете?!
В прошлом году в силу осознания размера «мусорной» проблемы Минобрнауки РФ снизило субсидии для КФУ до минимального уровня - 500 млн рублей. «В этом году мы снова получили субсидии по максимуму - 900 миллионов», - с удовлетворением констатирует Ильшат Гафуров. А для нейтрализации всех этих неприличных рассуждений конкурентов ассоциация «Глобальные университеты» (ее образовали российские вузы - победители конкурса на предоставление господдержки в целях повышения конкурентоспособности) уже создала совет по этике. Его возглавляет проректор КФУ Марат Сафиуллин...