«Кого они пытаются обмануть?»: Артем Хохорин обвинил директоров школ в укрывательстве преступлений, а Рустам Минниханов предложил привлекать в Татарстан учителей из Средней Азии
В какой казанской гимназии ученики больше заняты распространением порно и продажей ворованных самокатов, чем учебой, какие новые предметы введут в школах Татарстана с предстоящего учебного года и откуда в республику планируют привлекать молодых учителей, говорили вчера на республиканском педсовете. Выступающих послушала и корреспондент «Вечерней Казани».
ДОЛОЙ БЮРОКРАТИЗМ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПАТРИОТИЗМ!
Воспитание и образование детей в эпоху цифровизации было обозначено главной темой традиционной августовской конференции педагогов, которая в этом году прошла в Зеленодольске. Однако по ходу выступлений стало понятно, что в большей степени речь идет об эпохе глобальных геополитических изменений и вызовов.
Министр просвещения России Сергей Кравцов, записавший видеообращение к татарстанским учителям, подчеркнул, что в 2023 году, официально объявленном президентом Годом педагога и наставника, главной миссией школы будет воспитание у детей патриотизма.
- Ребенок, воспитанный в уважении к своему Отечеству и флагу, вырастает человеком, готовым участвовать в делах своей страны, заинтересованным в ее благополучии. Где, как не в школе, упрочивать гражданскую позицию человека? - обратился Кравцов к собравшимся с экрана огромного монитора.
А чтобы учителей ничто не отвлекало от важной миссии, федеральный министр пообещал избавить их от излишней бюрократии:
- Обещаем, что бумажной волокиты для сотрудников школ станет гораздо меньше, мы над этим усиленно работаем.
Взявший слово глава Татарстана Рустам Минниханов озвучил данные о финансовых вложениях в систему образования республики за последние годы. С 2019 года она получила (во многом благодаря нацпроектам) около 40 млрд рублей, в текущем учебном году получит еще 9,5 млрд рублей, из них 2,1 млрд - средства республиканского бюджета. С 1 сентября в республике откроются 9 новых школ и 4 детсада, которые в совокупности смогут посещать 700 дошкольников. Общие затраты на строительство составили более 1,25 млрд рублей.
Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин сообщил, что в предстоящем учебном году в школах республики, как и всей страны, появятся нововведения: кроме церемоний поднятия флагов и гимнов России и Татарстана введут уроки по изучению государственных символов, а также «Разговоры о важном». Первые такие занятия пройдут в школах 5 сентября, далее они будут проходить регулярно по понедельникам первым уроком, вести их будут классные руководители.
- Наши главные ориентиры - это Родина, человек, природа, семья и труд, - достаточно обтекаемо озвучил темы «Разговоров о важном» Хадиуллин.
МЕДАЛИ НЕ ДАЛИ
Из доклада министра стало известно, что по итогам прошлого учебного года среди выпускников стало меньше медалистов - их доля составила менее 13%. Многие потенциальные медалисты не смогли достойно справиться с заданиями ЕГЭ. Например, в школе № 17 Альметьевска из шести претендентов на медаль только двое подтвердили право на нее, в гимназии № 11 Советского района Казани из четырех претендентов лишь один выпускник доказал на ЕГЭ, что он достоин «золота».
- 13 человек из числа потенциальных медалистов Алькеевского, Арского, Нурлатского районов, а также Казани и Набережных Челнов не набрали 70 баллов ни по одной дисциплине, - посетовал министр. - Это говорит об отсутствии знака равенства между независимой и внутренней оценкой качества подготовки. Такого быть не должно.
Также Ильсур Хадиуллин назвал школы-аутсайдеры по итогам сдачи ЕГЭ, хотя на недавнем брифинге с журналистами предпочел деликатно умолчать о «плохишах».
- Среди образовательных организаций в антирейтинге лидирует школа № 41 Казани. Здесь 26% выпускников не преодолели минимальный порог. В Бугульминской кадетской школе-интернате - почти 17%. В Уруссинской школе № 2 Ютазинского района - более 15% не справились с заданиями ЕГЭ, - констатировал министр и попросил начальников районных отделов образования подготовить планы по исправлению ситуации.
По словам Хадиуллина, потребность в педагогических кадрах в республике ежегодно составляет порядка тысячи человек.
- Для закрепления молодых специалистов в школах нужно продумывать и внедрять меры социальной поддержки, в том числе предоставлять жилье, - считает глава Минобрнауки РТ. - Важны и меры нематериального стимулирования молодых педагогов. Так, к сожалению, мы забываем институт наставничества, который позволяет им быстрее адаптироваться, почувствовать и полюбить свою профессию.
«УКРЫВАТЕЛЬСТВО ПОСТАВЛЕНО НА ПОТОК»
Доклад министра внутренних дел по РТ Артема Хохорина, который также принял участие в педсовете, нагнал на учителей страху.
Начав с того, что принимаемые в Татарстане комплексные меры позволяют не допустить роста подростковой преступности, Хохорин отметил, что более трети правонарушений, совершенных подростками, вовсе не являются детскими шалостями:
- Это убийства, грабежи, разбои. Например, в мае в Спасском районе учащийся средней школы и студент техникума совершили убийство сожителя матери последнего. 1 августа в Зеленодольске четверо несовершеннолетних, трое из которых были учащимися средней школы, забрали пиццу в кафе, не заплатили и избили продавца.
Сообщив, что на учете в полиции сейчас стоят почти 2,5 тыс. подростков, глава республиканского МВД отметил, что эти цифры не отражают реальной картины, потому что в школах часто стараются скрыть факты правонарушений и девиантного поведения учащихся.
По словам Хохорина, в июле и августе сотрудники МВД совместно с представителями Минобрнауки РТ побывали в 26 учебных заведениях для изучения положения дел и обнаружили во внутренних учетных документах большое количество сведений о противоправных действиях, совершенных учащимися и в отношении них. Но администрация школ и колледжей не сочла нужным сообщить об этом в правоохранительные органы.
- Никто и не думал выносить это за пределы своих стен, сделав вид, что ничего не было! А после наших выездов пошла новая тенденция: в ряде школ идет зачистка документации. Кого они пытаются обмануть? Только себя и своих подопечных, которых лишают настоящей поддержки и защиты, - возмущался со сцены министр перед застывшим залом.
Артем Хохорин отметил, что 61 учебное заведение общего и среднего специального образования в республике требует повышенного внимания правоохранительных органов, при этом в 50 из них администрация трезво оценивает ситуацию и принимает соответствующие меры в контакте с полицией и прокуратурой, а руководство 11 пытается всячески скрыть негатив.
- В казанской гимназии № 180 укрывательство поставлено на поток, несмотря на то, что с нашей стороны неоднократно на это указывалось. В текущем году в отдел полиции не поступило ни одной информации оттуда, хотя было о чем сообщать. Ученики гимназии домогались до девочек, распространяли видео сексуального характера. Также были зафиксированы кражи самокатов с дальнейшей перепродажей. Были многочисленные жалобы со стороны родителей, однако администрация предпочитала решать все эти вопросы на своем уровне, как мы говорим, «по понятиям»... Давайте уделять больше внимания трудным подросткам. Мы не впервые уже просим вас об этом.
«ЧУДЕС НЕ БУДЕТ»
Далее последовали доклады учителей из разных школ республики, которые все-таки рассказали о развитии цифровой инфраструктуры, поблагодарили спонсоров за оснащение компьютерных классов и пр.
Присутствовавшая на совещании замминистра просвещения России Татьяна Васильева подытожила, что развитие цифровых технологий в школе не менее важно, чем патриотическое воспитание детей, и что школы продолжают свою работу даже в самых сложных условиях, будь то пандемия или внешнеполитические проблемы.
В свою очередь Рустам Минниханов отметил, что работа с трудными подростками действительно важна, похвалил директоров школ с хорошими результатами ЕГЭ и согласился с тем, что нужно поддерживать молодых учителей, желающих работать в Татарстане.
- Чудес не будет, нам кадры нужно растить и развивать у себя. Давайте также привлекать их из других регионов, может, даже из Средней Азии, - предложил глава республики.
Поскольку семья и школа связаны неразрывно, глава Татарстана подчеркнул важность родительских комитетов в достижении поставленных задач - воспитания патриотизма и формирования высоких нравственных ценностей:
- Без родительских комитетов наша работа никогда не давала бы таких результатов. Родители, ответственные и активные - важное звено, нам они очень нужны.
Фото president.tatarstan.ru