Кондуктор нажми на тормоза

Татьяна ЯНЬКОВА
Кондуктор нажми на тормоза

Оказывается, если убрать из железнодорожного вагона всю его привычную «начинку», состоящую из полок, матрасов, титана с кипятком, перегородок и дверей, то в нем будет достаточно места, чтобы организовать довольно-таки обширную музейную экспозицию. Не верите? Тогда проверьте сами: до 17 июля на западной платформе казанского вокзала совершенно бесплатно можно посетить передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». Поезд состоит из восьми вагонов, два из которых прямого отношения к железной дороге не имеют и демонстрируют достижения  корпораций «РОСАТОМ» и «РОСНАНО». В нанотехнологичном вагоне вам расскажут, например, как из пластиковых бутылок делают инновационный теплоизоляционный материал, а в «атомном» вагоне лектор предложит измерить радиоактивность вашего тела.  

Шесть остальных вагонов начинены прошлым, настоящим и будущим российских железных дорог: так, одна из экспозиций показывает, как поезд подвозит ракеты к стартовой площадке на космодроме «Байконур» и как происходит смена колесных пар на границе с другими государствами, ведь ширина путей в России отличается от всей остальной Европы. Демонстрируется это на макетах-панорамах, где уменьшенные копии поездов, ракет, разнообразных технологических построек и даже фигурки людей двигаются в зависимости от поставленной задачи. Есть в экспозиции и макет первого в России анапского «умного вокзала», который умеет вежливо общаться с обслуживающим персоналом и путешественниками, следит за камерами хранения, а на его крыше установлено порядка 500 солнечных батарей в качестве источника энергии для жизнеобеспечения вокзальных служб.

Макетов в поезде-музее представлено много: у посетителей  есть возможность во всех подробностях рассмотреть аэроэкспресс «Ласточка», поезд-самолет «Сапсан», который в обозримом будущем позволит казанцам за три часа доезжать до Москвы, а также увидеть скоростной поезд «Аллегро», который со скоростью 220 километров  в час возит пассажиров из Санкт-Петербурга в Хельсинки.

В одном из выставочных залов есть уголок, где реконструирован кабинет начальника железнодорожной станции конца XIX - начала XX веков: там можно увидеть старинный стул, стол, чернильницу, аппарат Морзе и самого седовласого начальника станции в форменной одежде того времени. Среди подлинных предметов, перевозимых поездом-музеем по российским городам и весям, еще следует отметить... скафандр космонавта, шлемофон Юрия Гагарина и плюшевого верблюжонка, который в 1991 году побывал в космосе.

Самый, пожалуй, предвкушаемый раздел передвижного выставочного комплекса — это тот, что посвящен тренажерам. Тому, кто умеет или, по крайней мере, думает, что умеет водить машину, здесь предложат «порулить» камазом, кабина которого трясется и качается, словно вы и вправду преодолеваете российское бездорожье. Тому, кто водить не умеет, разрешат несколько минут побыть машинистом электровоза. И несмотря на то, что пользоваться на этом тренажере посетитель может только двумя рычагами и кнопочкой звукового сигнала, даже этого минимального набора вполне хватает, чтобы почувствовать себя настоящим железнодорожником. Корреспондент «Вечерней Казани» тоже не удержалась и под руководством экскурсовода совершила короткий «заезд» по рельсам и шпалам.

Передвижной выставочно-лекционный комплекс работает каждый день с 10.00 до 19.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.