«Кроме денег унес со склада 13 кг мяса»: курьеры по доставке еды в Казани догнали по зарплате нефтяников и стали завидными женихами

Рамиль АКБЕРОВ
«Кроме денег унес со склада 13 кг мяса»: курьеры по доставке еды в Казани догнали по зарплате нефтяников и стали завидными женихами

В 26 раз увеличился спрос на курьеров в Казани с начала пандемии, а их средняя зарплата достигла 57100 рублей, подсчитали аналитики сервиса «VK Работа». Для сравнения, официальная средняя зарплата в Казани - 39041 рубль, а нефтяники Татарстана по итогам прошлого года получали в среднем 60200 рублей. Чтобы узнать, как достается трудовая копейка представителям самой востребованной нынче профессии, корреспондент «Вечерней Казани» решил поработать денек в службе доставки.

После того как я оставил заявки о приеме на работу на сайтах трех популярных сервисов по доставке продуктов, из одного мне перезвонили сразу, но по причине отсутствия медкнижки тут же вежливо отказали. Ответов от двух других сервисов за несколько часов я не дождался, пришлось просить контакты кадровиков у администраторов пабликов в соцсетях.

- Доставка на велосипеде, будете привозить клиентам продукты на дом или в офис, радиус доставки - от полутора до трех километров. Оформление - по договору подряда или в качестве самозанятого, - объяснила мне представительница одной из служб доставки и поинтересовалась, нет ли у меня судимости. При этом отсутствие медкнижки кадровичку не смутило - ее можно оформить уже во время работы.

Спросив, где я живу, она подобрала мне складской пункт возле моего дома и пригласила посетить офис в центре города для заключения договора.  

Парень и девушка в офисе с вывеской «Лидер Консалт» отсканировали мои документы, но ответов на вопросы о работе не дали, посоветовали расспрашивать подробности у девушки, которая меня к ним направила. Дали подписать договор с некой петербургской компанией «Эверест». После оформления я узнал от кадровички, что выхожу на работу завтра в девять утра. Предварительно мне нужно пройти онлайн-обучение.

Скачав курс для начинающего курьера, знакомлюсь с правилами, которые написаны простым языком и с юмором: «Мы верим в лучшее в людях, но иногда они, увы, переходят на темную сторону» (это о случаях воровства со стороны доставщиков). Как выяснилось, сервис доставки позаботился о безопасности курьеров: в случае нападения рекомендуется не биться за сумку с заказами до последнего, а спокойно отдать ее грабителям - жизнь дороже!  

Склад в Советском районе, куда мне велели явиться на стажировку утром следующего дня, изнутри похож на магазин: на полках разложены продукты, ассортимент - от авокадо до чипсов. Но с самого начала моего рабочего дня что-то пошло не так: директор склада - молодая девушка - заявила, что о моей стажировке ей никто ничего не сообщал. На мой недоуменный возглас: «Как же так?» - ответила: «Кто тебя направил, пусть тебе и отвечает, как так», - и посоветовала прийти к обеду, когда информация обо мне до нее дойдет.   


Поэтому к работе я приступил через несколько часов. Директор задала мне пару вопросов, объяснила правила доставки во время пандемии: нельзя приближаться к клиенту ближе чем на два шага (позже коллеги мне объяснили, что на санитарные правила уже все забили и насчет них можно не заморачиваться). Также директор строго-настрого запретила закрывать заказ в приложении, не доставив его клиенту, чтобы таким образом уложиться в лимит времени. Два раза закрыл невыполненный заказ - считай, уволен. На обед курьер должен тратить не больше 15 минут.

Разъяснив мне правила, директор склада подошла к холодильнику, взяла оттуда банку энергетика и выпила. Как выяснилось позже, курьеры и работники склада могут брать себе продукты, у которых вот-вот истечет срок годности.

Замок на фирменной ветровке, которую мне выдали, оказался порван, пришлось надеть другую, потолще - в ней жарко, даже если просто стоять, а не крутить педали. Большая розовая сумка для продуктов разделена на несколько отсеков. Замороженные продукты накрываются специальным охлаждающим ковриком, если потеряешь его - штраф 700 рублей.


Велопарк на точке, к которой меня прикрепили, оказался в печальном состоянии: часть велосипедов неисправна, на других мертвым грузом висят противоугонные замки, ключи от которых утеряны. Директор магазина предупредила, что противоугонный замок для велосипеда, чтобы можно было без опаски оставлять его на улице, пока идешь к клиенту, мне придется покупать за свои деньги.

Но первый заказ мне предстояло доставить пешком, вместе с другим курьером. По пути напарник, парень лет двадцати Руслан, рассказал, как ему работается в сервисе доставки.

- Уже полгода здесь, сначала было трудно столько ходить и ездить, но потом привык, нравится. График такой - два дня работаю, один отдыхаю, рабочий день - 13 - 14 часов. Деньги платят раз в неделю, в месяц можно 50 - 60 тысяч заработать. Неплохо же! Кроме денег нам достаются несвежие продукты, которые уже не продашь. Я однажды унес со склада 13 кг мяса, у которого срок годности истекал через два дня.

Первый адрес доставки оказался совсем рядом, мы добрались до клиента за три минуты. Вернувшись на склад, получили второй заказ. Дошагали за пять минут до офиса и отдали заказчице коробочку с салатом.  

Третий заказ мне доверили выполнить самому и уже на велосипеде. Из груды поломанных я с трудом выбрал более-менее рабочий. Директор назвала адрес и предупредила, что крутить педали нужно быстрее - время выполнения заказа уже истекает. Глянув на карту, я проложил маршрут и поехал. Сразу оценил недостатки рабочей амуниции: на куртке нет внешнего кармана, поэтому некуда деть телефон, чтобы следить за маршрутом. У велосипеда высокая рама, что крайне неудобно для человека невысокого роста вроде меня, я даже чуть не упал, когда слезал с велосипеда. Шлем мне не дали, хотя во время онлайн-обучения говорили, что дадут обязательно.

В итоге, направляясь к заказчику, я свернул не туда и доставил заказ с большим опозданием. У клиента, впрочем, претензий ко мне не возникло, но директору это не понравилось, и она сказала, что не собирается платить мне за рабочий день в качестве стажера. Хотя меня уверяли, что стажировка будет оплачена. Когда я показал директору договор, по которому мне должны платить за каждый выполненный заказ 90 рублей, она все же зачла выполненные мной заказы. Правда, денег придется ждать две недели.

Поскольку за один день я не успел изучить тонкости работы доставщиком продуктов, ими со мной поделился знакомый - курьер с трехлетним стажем Дамир:

- В том сервисе, где я раньше работал, ставки такие: 80 рублей за заказ плюс 20 рублей за каждый пройденный от ресторана до клиента километр. Если расстояние больше двух километров, компенсируют оплату за транспорт в размере 30 рублей. Заработок зависит от количества выполненных заказов, если их вдруг нет, минимальный гарантированный заработок - 130 рублей в час. Компания говорит, что ты сам устанавливаешь для себя рабочий график, но дело в том, что, если ты работаешь по свободному графику, программа отдает тебе заказы в последнюю очередь и гарантированной минималки ты тоже не имеешь. Поэтому приходится подстраиваться под график, который выставляет сервис. Если работать пешим курьером пять раз в неделю по шесть-восемь часов в день, в месяц выйдет 25 - 30 тысяч. У тех, кто на колесах, заработок выше: автокурьеры при таком графике делают до 60 тысяч.

Собеседник также поделился хитростью, которая позволяла ему получать деньги тогда, когда работать совсем не хотелось - ну, там, если погода плохая или настроение:

- Придумал такую схему: заказываю что-нибудь из ресторана как клиент, подхожу к этому ресторану, и программа отдает мне этот заказ как курьеру. Я его забираю, «доставляю» себе, но в программе это не отмечаю и новые заказы не получаю. Получается, ты как бы бесконечно доставляешь один заказ, а тебе капает гарантированная минималка. Через несколько месяцев меня спалили и попросили уйти. Сейчас работаю в другом сервисе.