Крутые маршруты

Алина ГРИГОРЬЕВА
Крутые маршруты

В аттракцион страха превращается прогулка по Казани для тех, кто передвигается с коляской или в ней самой. Но на бумагах за подписью казанских чиновников городские маршруты выглядят гладко. Участники социального проекта из Казанского университета «Город без преград» уже год ведут переписку с мэрией по поводу обустройства казанских улиц, перекрестков, остановок, станций метро пандусами, платформами и лифтами. Увы, видение того, как передвигается по городу человек с ограниченными возможностями у социологов и чиновников не совпадает.

 

С инициатором проекта «Город без преград» Софией Калаковой и двумя ее дочками (Аише 3 года, Саиде - 2) мы идем от  подъезда ее дома в новом микрорайоне в Азино до ближайшего супермаркета. Это самый частый маршрут молодой мамы - минут 10 медленным шагом. Но я успеваю порядком вымотаться: перетаскивать коляску с двухлетней Саидой через многочисленные препятствия с непривычки тяжеловато. Один особенно коварный подъем — гора щебенки и венчающий ее поребрик - мне так и не удается одолеть: София приходит на выручку и в одиночку втаскивает коляску наверх. 

 

«А сейчас я покажу вам наш аттракцион смерти», - предупредждает она. Вход в супермаркет оказывается в цоколе. Вниз ведут чугунные ступени, на них рельсы. Угол градусов 60. Через пару метров от рельсов стена. Наблюдаем, как молодая женщина осторожно спускает коляску с малышом. «А я так и не рискнула, - замечает София. - Оставляю дочек снаружи и прошу кого-нибудь присмотреть». На обратном пути у нас случается маленькое ДТП: Аиша втягивает на поребрик свой трехколесный транспорт и едва не переворачивается вместе с ним. 

 

Проект «Город без преград» социолог София Калакова придумала, пока сама мучилась с колясками. «Сейчас девочки уже ходят, и я просто счастлива! - признается под конец прогулки Софья.  - Но я, мама с коляской, отмучилась несколько лет, и всё позади, а каково инвалидам, которые прикованы к коляске всю жизнь?». Другой участник проекта, преподаватель социологии из КФУ Искэндер Ясавеев показывает карту Казани, составленую участниками «Города без преград». Она вся в красных метках — так обозначаются места, где проехать человеку с коляской не удастся. Зеленых и желтых пятен в совокупности — не больше десятка. Искэндер Ясавеев рассказывает, что сначала зеленых было больше, но потом по маршрутам, проложенным студентами, проехали инвалиды и попросили поменять цвета...

 

Участники «Города без преград» уже год, как переписываются с казанской мэрией — указывают чиновникам на проблемные места. Собственно, именно из   подобных мест и состоит вся Казань — для инвалидов, мам с колясками, велосипедистов не приспособлены ни перекрестки, ни надземные и подземные переходы, ни транспорт. Чиновники отвечают идиллическими описаниями  и присовокупленными к ним сетованиями по поводу отсутствия средств. 

 

«В первом письме, за подписью мэра Казани, нас заверили, что в 2010 году оборудуют лифтами и пандусами все станции метро. Хотя бы что-то, - рассказывает Искэндер Ясавеев. - Но сейчас середина 2011-го, а не сделано ничего!  Чиновники отчитываются, что подъемники установлены на «Проспекте Победы» и на «Козьей слободе». Это так. Но на «Проспекте» лифт не работает, а на «Козьей слободе» им оснащен недействующий выход! Единственное, что было сделано во время нашей переписки, - на станции «Площадь Тукая» поверх ступеней положили металлические швеллеры. Но у них угол 45 градусов, поручней нет, и каждый швеллер упирается в киоск! То есть разгоняется человек и врезается в стену!».

 

На этой неделе с инспекцией в метро спустилась Уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская. Это уже вторая по счету проверка: первую, по заявлению казанца — инвалида первой группы, Сария Сабурская провела месяц назад. «Ни одна из станций метро не отвечала потребностям человека, передвигающегося на коляске, - пояснила Сабурская корреспонденту «ВК». - Я направила соответствующий протокол в «Метроэлектротранс», в исполком Казани, в Министерство транспорта и дорожного хозяйства, в Министерство труда, занятости и социальной защиты с предложением предоставить финансовые средства для оборудования станций метро и установить пандусы, подъемники, доводчики на дверях и информационно-указательные знаки для инвалидов. Однако за месяц ничего не изменилось! Сейчас я собираюсь встречаться с директором Метроэлектротранс». Кстати, из мэрии Сабурской прислали обнадеживающий ответ — дескать, смета на инфраструктуру для людей с колясками и на колясках разрабатывается. Вот только сроки указать почему-то позабыли...

 

Пока участники «Города без преград» исследовали центр Казани. Но в спальных районах обстановка не намного лучше — в этом София Калакова убедилась, недавно переехав из центра на окраину. «Наш микрорайон новый. Так почему бы при строительстве сразу не учитывать нормативы, разработанные для тех, кто передвигается на коляске и с коляской?» - недоумевает она, перетаскивая коляску через очередной поребрик.

 

Пока же казанские чиновники прислали «Городу без преград» очередное обнадеживающее письмо: из него следует, что подъемники и пандусы в скором времени появятся на железнодорожном вокзале. Место выбрано метко — ответить на вопрос, бывает ли там инвалид-колясочник или мамаша с малолетними детьми, довольно сложно. Зато можно продемонстрировать высоким гостям ворота города во всей красе...

 

IMG_6966

 

Этот спуск София Калакова называет аттракционом смерти

 

IMG_6999

 

IMG_7002

 

Любой казанский перекресток для молодой мамы - настоящее испытание