"Лучшие люди, которых я знал, были евреи. И худшие - тоже..."

Айсылу КАДЫРОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Ведущим Первого фестиваля еврейской музыки, который недавно прошел в Казани, стал Борис Львович - актер, режиссер и, как пишут в справочниках, "обладатель самой большой коллекции закулисных баек и анекдотов театральной Москвы".

Мы встретились с ним за два часа до заключительного гала-концерта фестиваля в Камаловском театре. Беседовали в грим-уборной давнего хорошего приятеля Львовича - актера Рената Тазетдинова. Нас периодически отвлекали волонтеры и гости фестиваля: всем им "очень срочно" был нужен Борис Афроимович. Львович реагировал на посетителей приветливо и серьезно. Пошутил лишь однажды. На вопрос незнакомки: "А у вас какой ансамбль?"  - привычно ответил: "Нет ансамбля. Петь буду сам".

Кстати сказать, Камаловский театр - особенный для Бориса Афроимовича. В 1985 году руководство ТАССР именно Львовичу предложило стать режиссером-постановщиком церемонии официального открытия нового здания театра, которое толком и готово-то еще не было. Успешно выполненное ответственное задание стало последней каплей в графе заслуг Бориса перед Татарией: режиссеру присвоили наконец звание заслуженного артиста республики и дали возможность купить автомобиль - "Жигули" ("девятку"). С такими "наградами" ему было легче переехать в Москву. Об этом и не только корреспонденту "ВК" рассказал сам Борис Львович.

Про фестиваль еврейской музыки

- Этот новый казанский фестиваль - совершенно особенный, и я это понимаю как никто. Я казанец по рождению; школу, университет закончил здесь. Режиссером был многих татарских декад литературы и искусства и других мероприятий. Мин татарча белям (я знаю татарский), в конце концов! Я казанец, и мне особенно дорого, что сегодня, когда в мире столько народа старательно пользуется религиозной принадлежностью той или иной группе, чтобы эти группы разделить, наш фестиваль получился объединяющим, получился замечательным! Фестиваль еврейской музыки прошел в Татарстане - республике по преимуществу мусульманской, при полной поддержке президента Минниханова. И это уникальная ситуация, пример всему миру, если хотите!

Открытие фестиваля шло семь часов. Семь, представляете? Как хорошо пошутил оператор Шамиль Халилулов: "Я бы сказал, что открытие шло семь сорок!". Пол-улицы Петербургской (там было открытие) было запружено людьми. Что, это были одни евреи? Нет! Там были и татары, и русские... Все там были! И всем было интересно. Потому что выступали талантливейшие, не похожие друг на друга ансамбли и солисты из разных уголков мира.

Почему евреи талантливые?

Вы спрашиваете, почему евреи такие талантливые?.. А потому что максималисты. Многотысячелетний гнет отработал в них максималистские качества. Как поздний зуб, пробившийся через затвердевшую десну, - поди, вырви его! Это ведь кошмар: евреев убивали и мучили все, кому не лень... Скажу честно: лучшие люди, которых я, еврей, знал, были евреи. И худшие - тоже евреи. Потому что, говорю же, максималисты. Во всем. Талант - одно из проявлений еврейского максимализма, я понятно объясняю?

Про русский язык

К сожалению, у меня никогда не было желания эмигрировать из России. Почему к сожалению? Да потому что уехать отсюда - естественное для нормального человека желание. Америка и Европа гораздо лучше приспособлены для человеческой жизни. Но куда ж я поеду-то? Я настолько русскоязычный актер, режиссер и литератор... Между прочим, благодаря моей мамочке - Марии Абрамовне Львович (дай ей бог здоровья, она преподаватель английского, в 99-й казанской школе работала) - я вполне прилично знаю английский. Мне, кстати, по всему миру кидаются на шею благодарные люди, которые у нее учились. И если бы я уехал, допустим, в США, как многие ее ученики, то через год жизни в Америке говорил бы по-английски не хуже американца. Но... Понимаете, я никогда так изящно не выругаюсь ни на каком языке, как я делаю это по-русски...

Про татарский язык

В телепередаче "В нашу гавань заходили корабли" была как-то раз смешная история. На программе оказался мой друг Ренат Ибрагимов, и мы с ним решили разыграть ведущего - Эдуарда Успенского. Мы раздали всему залу слова припева татарской песни, которую должен был исполнять Ибрагимов: "Утыр эле яннарыма...". И вот Успенский мне говорит: "Боря, а ведь ты у нас из Казани. Ты знаешь татарский язык?". Отвечаю: "Да что я, тут в студии все поют по-татарски! Ты один не знаешь татарского языка!". Успенский, как обычно, тут же начал заводиться. Не верит мне! Ренат начал петь песню. А когда пошел припев, весь зал как грянет хором: "Утыр эле яннарыма!..". У Успенского челюсть отпала!

Про коллекцию баек

Моя книга "Актерская курилка", в которой собраны театральные байки, переиздавалась много-много раз. Одна моя малолетняя знакомая, которая учится в школе-студии МХТ, сказала мне недавно, что по "Актерской курилке" студенты готовятся к экзамену по истории театра. Я ей говорю: "Вы с ума сошли?! Это же набор анекдотов!". А она: "Зато там все нужные фамилии есть!"...

Многие говорили, прочитав книгу, что на самом деле все было не так, как я написал. Да, наверное: многое было не так. Но я считаю, что сплетни и байки гораздо точнее характеризуют атмосферу времени, чем подлинные истории.

Про цирк

Я обожаю цирк. Если человек говорит, что он не любит цирк, я перестаю с ним разговаривать. В цирке работают профессионалы. Всем будущим актерам всегда говорю: учитесь у цирковых и у балетных!..

Я был знаком, можно сказать, приятельствовал с легендарным цирковым артистом Юрием Владимировичем Никулиным. Он, как все знают, коллекционировал анекдоты. Однажды, много лет назад, мне удалось рассказать ему анекдот, который он не знал. Анекдот такой: на манеже цирка выступает уникальный артист. Он подбрасывает дыньки "Колхозница", а потом своим детородным органом колет их вдребезги. Народ в восторге! После выступления сидит этот за кулисами, снимает грим... К нему в грим-уборную заходит пожилой еврей и говорит: "Слушайте, вы феномен! Меня бабушка водила смотреть ваш номер, я был тогда еще ребенок! А теперь я уже старый, а вы все выступаете, все колете и колете. Правда, раньше вы кололи грецкие орехи, а теперь дыни. Что, сила уже не та? Артист отвечает: "Сила в порядке. Зрение ни к черту!". Никулин так хохотал!.. И тут же подарил мне свою книгу "999 блатных анекдотов от Никулина". И подписал: "Боре от уголовника"…

И про ансамбль

Мне 65 лет. Своим главным в профессиональной жизни завоеванием считаю вот что: я абсолютно ни от кого не завишу. Ни финансово, ни организационно. Я - отдельный театр "Львович": пишу сам себе, ставлю сам себе, сам играю, сам пою...

Еще у меня есть ансамбль "Генофонд". Это коллектив народных артистов - Пашутин у нас, Клюев, Химичев, Ливанов, Голобородько, Павлов, Шейнин... И руковожу коллективом я, артист не народный, а заслуженный. Мы - "датский" ансамбль, то есть выступаем только по торжественным датам. Выступаем в жанре актерского капустника. Помню, первый капустник спели лет восемнадцать назад - к восьмидесятилетию актрисы Лидии Смирновой. Мы три юбилея ей справили! На девяностолетии спели: "Живи сто лет, родная сваха!" (помните, она играла сваху в "Женитьбе Бальзаминова"?) - и кинулись к ней с объятьями. Все огромные, под два метра, бежим с цветами, а я первый подбежал. Смирнова мне на ухо скрипит: "Борисочек, немедленно уйми своих амбалов, на мне все наклеено!"…

Мы многим артистам к юбилеям капустники пели. А потом пошли просьбы: а можно вы поздравите моего папу, дядю?.. А почему нет? Дело стало коммерческим. Я заранее собираю материал о юбиляре, пишу про него едкий и смешной капустник. Всегда советуюсь с родственниками юбиляра или с его сотрудниками. Но когда мне пытаются в качестве информации подсунуть пресс-релиз, всегда говорю: "Ребята, то, что ваш начальник спит с секретаршей, я знаю. Мы об этом петь, конечно же, не будем. Но вы, надеюсь, не хотите, чтобы мы просто перечислили его заслуги?..".

Поздравления от нашего ансамбля очень востребованы. Меня часто спрашивают, как мы так раскрутились. Все просто: каждый успех рождает новые приглашения. А без успеха мы вовек со сцены не уходили!..