«Люди видели - и никто не помог»: мама казанского школьника возмущается, что ее сына выгнали из автобуса на мороз, а транспортники клянутся, что кондукторы на такое не способны

Дарья СУББОТИНА
«Люди видели - и никто не помог»: мама казанского школьника возмущается, что ее сына выгнали из автобуса на мороз, а транспортники клянутся, что кондукторы на такое не способны

О том, что кондуктор автобуса 89-го маршрута выставила на мороз 12-летнего школьника, у которого не сработала транспортная карта, рассказала «Вечерней Казани» мама мальчика. В Ассоциации АТП РТ, комментируя инцидент, вину признавать не хотят и сомневаются: а был ли мальчик? Дескать, наши кондукторы на такое не способны, поскольку давно получили указание не высаживать детей из автобусов, даже если им нечем заплатить за проезд.

По словам мамы троих детей Регины Дмитриевой, неприятный инцидент с ее старшим, 12-летним сыном произошел в понедельник, около 13:30, когда он возвращался из школы:

- Школа находится далеко - на улице Жуковского, а живем мы на Жилплощадке, - пояснила женщина. - Сын уже почти полтора года ездит в школу самостоятельно на 89-м автобусе, и всегда все было нормально. Ездит он как ребенок из многодетной семьи по льготной транспортной карте, на которую я еще в конце декабря закинула необходимую сумму через портал госуслуг. 11 января сын первый раз в этом году поехал по карте. Утром его довезла до школы бабушка, а возвращался он один. Подал кондуктору карту, она не сработала, кондуктор разбираться не стала, сказала, что на карте нет денег, и выставила его на следующей остановке «Площадь Свободы». Ребенок, конечно, растерялся, испугался, это место для него незнакомое, еще и мороз на улице 22 градуса, позвонил мне с остановки. Я его успокоила, сказала, чтобы садился в следующий автобус, сразу позвонил мне и передал трубку кондуктору.

Когда мальчик зашел в следующий 89-й автобус, Регина по телефону попросила кондуктора-мужчину не высаживать сына, пообещала встретить его на остановке и расплатиться.

- Сама я в это время разбиралась с транспортной картой, звонила, узнавала, что произошло. Подумала, может, сбой какой-то. Оператор объяснил, что карту просто надо активировать. Там такая система: если платишь наличкой, через киоск, то она сразу активна, а если через портал госуслуг, что я делала первый раз, ее нужно активировать в автобусе. Я перезвонила сыну, сказала подойти к кондуктору и попросить активировать карту. И все получилось: кондуктор сразу понял, что нужно делать, и сын успешно добрался домой. Я в тот день, конечно, сильно понервничала, очень злая была! Ведь кондукторы должны быть в курсе этой системы активации. Как так можно, выгнать ребенка в мороз из автобуса и даже не спросить, есть ли у него связь, как он доберется домой? И ведь люди вокруг это видели и никто не предложил помочь, ну как это так? - возмущается многодетная мать.

Председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков, комментируя инцидент со школьником, усомнился, что он вообще имел место.

- Почему мама, которая утверждает, что ее сына высадили из автобуса еще 11 января, сразу не обратилась на транспортное предприятие, которое обслуживает 89-й маршрут, или в ассоциацию? Ведь контакты АТП и ассоциации есть в открытом доступе, - выразил недоумение Темляков. - А мы узнаем об этом через несколько дней от журналиста. В ноябре прошлого года в соцсетях появилась информация, что якобы из автобуса 60-го маршрута высадили 10-летнего ребенка. Была проверка надзорных органов, факт не подтвердился (девочка не смогла опознать обидчика-кондуктора. - «ВК»). Это была просто очередная попытка поймать хайп. Уверяю, что на всех АТП проведен инструктаж с кондукторами: детей из автобусов не высаживать, даже если у них нет денег. Кондукторы ведь сами мамы и папы, бабушки и дедушки, все они люди и все понимают, что высаживать ребенка на мороз недопустимо. Конечно, мы до конца разберемся в ситуации, проведем внутреннюю проверку.

По поводу проблем с активацией транспортной карты Темляков заверил, что на эту тему с кондукторами автобусов тоже проведен инструктаж:

- Когда пассажир пополняет карту через портал госуслуг, он просто должен сказать кондуктору, что пополнил карточку онлайн и нужно ее активировать. Кондуктор сразу поймет, в чем дело.

Сама Регина Дмитриева пояснила, что решила не жаловаться в АТП на суровую кондукторшу, так как сочла это бесполезным: ведь госномера автобуса она не знает, ребенок, понятное дело, не догадался его запомнить или сфотографировать.

Отметим, что у истории с кондуктором автобуса 60-го маршрута, которая, по словам Сергея Темлякова, якобы не подтвердилась, сюжет был аналогичный: 10-летняя девочка хотела оплатить проезд транспортной картой, которую родители накануне также пополнили онлайн, и она не сработала.

Несколько подобных возмутивших общественность случаев произошли в прошлом году и в других городах Татарстана. В октябре в Набережных Челнах водитель автобуса 35-го маршрута не принял у школьника карту, потребовав деньги, а не получив их, высадил спешившего в школу мальчика в глухой промзоне. А в конце декабря водитель междугороднего автобуса Казань - Набережные Челны «щедро» дал 100 рублей несовершеннолетнему пассажиру, ехавшему из Казани в Елабугу, за то, что бросит паренька на трассе - у поворота на Елабугу. Других пассажиров до этого города в автобусе оказалось мало, и водитель решил не тратить бензин, заезжая на промежуточную остановку.  

Хватает подобных историй и в других городах России: на этой неделе сообщалось, что детей выгнали из автобусов на мороз в Кировской области и Перми.

На фоне этих скандальных происшествий депутаты Госсобрания Башкортостана собираются законодательно запретить высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, которые не оплатили проезд. Уточняется, что высаживать юных пассажиров нельзя будет вне остановок, вне населенных пунктов, в ночное время с 22 до 6 часов, при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и других неблагоприятных метеоусловиях.

Подобный законопроект рассматривается и на уровне России: летом он прошел первое чтение в Госдуме.