Маленькому принцу неуютно на сцене Казанского ТЮЗа

Айсылу КАДЫРОВА
Маленькому принцу неуютно на сцене Казанского ТЮЗа

В Казанском ТЮЗе сыграли премьеру спектакля «Маленький принц» по одноименному произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Режиссер Туфан Имамутдинов определил жанр постановки так: сказка-притча для семейного просмотра. Корреспондент «Вечерней Казани», побывав на премьере, почувствовала себя не в сказке, а на мебельной фабрике.

Самое любопытное в новом спектакле - сценография Лилии Имамутдиновой. Все пространство площадки, на которой играют актеры, занимает громоздкая стена из светлой фанеры с вырезанным по центру большим кругом. Это такое гигантское дупло: периодически к нему крепят пропеллер из двух лопастей и возникает иллюзия, что на маленькую сцену вкатили раздолбанный самолет. Но чаще эта грубая фанерная конструкция с дуплом используется как причудливая тантамареска (стенд для фотосъемки с отверстием для лица). Например, когда Принц начинает рассказывать о Розе, с невидимой зрителям высоты опускается и закрывает дупло плоский круг в алых оборочках, имитирующих лепестки цветка. В центре этого бутафорского бутона - маленькое круглое окошко, из которого выглядывает лицо актрисы, исполняющей роль Розы.


Не выходят за пределы дупла и другие персонажи - жители разных планет. Эффектно смотрится Король в мантии, длинный шлейф которой приподнят и крепится непосредственно к дуплу (над головой артиста). Удивляет, как обживает это специфическое пространство Деловой человек: отверстие «забито» фрагментом школьной доски, исписанной белым мелом (математические вычисления, формулы), и только сверху остается небольшая щель, откуда высовывается голова Делового в лысом парике. Смешно, что эта фальшивая лысина тоже исписана цифрами.


Круглое отверстие в фанерной стене играет роль планет, которые посещает Маленький принц. Само путешествие поставлено до умиления бесхитростно. На сцене гаснет свет, звучит печальная музыка, на заднике зажигаются звезды (крошечные «новогодние» фонарики). Актер, играющий Летчика (он в темных одеждах), поднимает на руки актрису, исполняющую роль Маленького принца (в белых одеждах). И осторожно носит ее от кулисы к кулисе: возникает иллюзия, что Принц летает...


В целом сказочный спектакль ТЮЗа оставляет впечатление не высокого профессионализма, а художественной самодеятельности. Его усиливают актеры, что совсем уж неожиданно: обычно гибкие, азартные и живые, в постановке Имамутдинова они вдруг превратились в деревянных и стеснительных интровертов, которых будто насильно вытолкнули на сцену. Афористичный текст Экзюпери произносят нарочито «не своими» голосами, неестественно смеются, пугливо двигаются. Кажется, им всем - от Елены Качиашвили, лучшей выпускницы Казанского театрального училища 2015 года (она играет Принца), до Александра Купцова, обладателя премии «Тантана»/«Триумф» в номинации «За верность профессии» (он играет Короля), - страшно неудобно и неуютно в этой сценической фантазии. Они будто чужие на своей родной сцене, которая еще никогда не была так похожа на цех мебельной фабрики...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.