Мало переходов, много дураков: безграмотные проектировщики и безответственные чиновники заставляют казанцев перебегать дороги с риском для жизни

Рамиль АКБЕРОВ
Мало переходов, много дураков: безграмотные проектировщики и безответственные чиновники заставляют казанцев перебегать дороги с риском для жизни

Два громких ДТП с участием пешеходов, которые переходили дорогу в неположенном месте, произошло на этой неделе в Казани. В понедельник на перекрестке улиц Гвардейской и Отрадной под колесами трамвая погибла 15-летняя девочка. На следующий день на улице Декабристов пенсионерка, попав под трамвай, лишилась руки. Урбанисты считают, что в случившемся есть доля вины безграмотных проектировщиков и чиновников, которые нарушают нормативы по обустройству пешеходных переходов в городе, подвергая людей риску.   

После трагической гибели школьницы на перекрестке Гвардейской и Отрадной сообщество «Казан Урбанчы» обратило внимание общественности на то, что «согласно ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.5.2.1, и СП 42.13330.2016, п. 11.29, пешеходные переходы на дорогах в населенных пунктах располагаются не реже чем через каждые 400 метров. Исключение делается только для линий скоростного трамвая (там можно до 800), но здесь не тот случай. На Гвардейской между пешеходными переходами, согласно «Яндекс.Картам», около 530 метров».

Как сообщили «ВК» активисты сообщества, они несколько раз жаловались в Минтранс РТ на несоблюдение в Казани ГОСТов и градостроительных правил, касающихся пешеходных переходов, но безрезультатно.

Сейчас о случившейся в понедельник трагедии на Отрадной напоминают несколько мягких игрушек, прикрепленных к забору вдоль трамвайной линии. Забор огораживает пути лишь частично, и пешеходы, используя пустоты, переходят дорогу в неположенном месте, рискуя попасть не только под трамвай, но и под машину.

На наших глазах «дырой» в заборе воспользовался пожилой мужчина, чтобы попасть на другую сторону улицы. «А что мне, по воздуху летать? Где вы тут видите переход?» - недовольно пробурчал он в ответ на наш вопрос, зачем так рисковать жизнью.  

Рядом с остановкой «Кафе «Сирень» на Гвардейской пешеходы тоже перебегают дорогу через «пробелы» в заборах.


- Честно говоря, сами так иногда делаем, - призналась нам женщина, которая шла по тротуару с внучкой. - Конечно, еще один пешеходный переход нужен, здесь детей много, школы неподалеку.  

Участок улицы Декабристов у дома № 183, где трамвай сбил пенсионерку, - более чем оживленный. Поток машин плотный и бесконечный, но самонадеянные пешеходы в отсутствие перехода бесстрашно бросаются на дорогу. Самое сильное впечатление на нас произвел мужчина на костылях, который шагнул на рельсы перед подъезжающим трамваем.



В соцсетях казанцы часто упоминают еще один опасный участок - между «Сувар Плазой» и «Планетой Фитнес» на пересечении улиц Салимжанова и Такташа. Набережная озера Кабан - длинная, а пешеходный переход расположен только в начале улицы Салимжанова.  



- Корень зла - в некомпетентности проектировщиков и чиновников, ответственных за строительство дорог и обустройство дорожной инфраструктуры, - поделился с корреспондентом «ВК» видением проблемы сооснователь сообщества «Казан Урбанчы» Дмитрий Сагдеев. - Дорожными работами в РТ заведует ГКУ «Главтатдортранс», именно оно составляет техзадания на проектирование и проводит тендеры на строительство дорог. Мы немножко пошарились в документации их тендеров и обнаружили, что ответственные лица банально не владеют актуальными стандартами и предписывают проектировщикам либо опираться на безнадежно устаревшие ГОСТы, либо вообще игнорировать обязательные нормативы.

Сагдеев считает, что проблему не решить установкой заборов на популярных у пешеходов-нарушителей участках дорог, как это пытаются сделать казанские власти совместно с ГИБДД.



- Установка заборов - это борьба со следствием, а не с причиной. Дело в том, что организация движения в ряде мест не отвечает запросам горожан, людям просто неудобно переходить дорогу там, где им это «разрешили», - отметил урбанист. - Про подземные и надземные переходы вообще смешная тема. Наглядный пример - на пересечении улиц Фучика и Зорге со стороны Габишева убрали обычный переход, загнав всех в подземный на станции метро «Дубравная». Но посмотрите, сколько людей переходит поверху, по отмененному переходу. Потому что если есть хоть какая-то возможность перейти дорогу по земле, люди пойдут по земле, игнорируя разноуровневые переходы, потому что это быстрее и удобнее. Ведь больно смотреть, как пожилые люди или мамы с колясками карабкаются в эти надземные переходы. На мой взгляд, в Казани по аналогии с Москвой нужно создать центр организации дорожного движения с компетентными сотрудниками, который возьмет на себя функции комитета по транспорту, автоматизированной системы управления дорожным движением, районных комиссий по БДД.

С тем, что в сфере городского строительства, в том числе и дорожного, работают непрофессионалы, согласен и заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич.

- Не думаю, что последние трагические происшествия с трамваями связаны с недостатком пешеходных переходов, скорее виноват менталитет людей. Но пешеходных переходов в Казани не хватает, это я могу точно сказать, - подтвердил Дембич наличие проблемы. - Для того чтобы эти переходы располагались в правильных местах, нужны грамотные проекты и работать над ними должны профильные специалисты по градостроительству. Я хорошо знаю людей, которые занимаются этим вопросом в Казани, они учились у нас. Знаю людей, которые разрабатывали проекты планировки территорий в Казани. Увы, не все они имеют необходимую квалификацию. На федеральном уровне есть профессиональный стандарт «Градостроитель», там прописаны квалификационные требования к такому специалисту. Но в Казани этот стандарт не работает никак!