Медаль Za mochilovo v sortire можно увидеть на Казанской биеннале печатной графики

Айсылу КАДЫРОВА
Медаль Za mochilovo v sortire можно увидеть на Казанской биеннале печатной графики

«Один инженер без меры нажраться любил мадеры. И пьяный в дуплет орал на весь свет, плохие имев манеры», - это один из винно-водочных лимериков Михаила Погарского, который экспонируется в эти дни в Галерее современного искусства ГМИИ РТ на огромной выставке в рамках III Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник». Известный в Европе художник и поэт Погарский - специальный гость биеннале, которая в Год литературы в России проходит под девизом «Художник - Книга - Текст».

В серии винно-водочных лимериков (лимерик - форма короткого стихотворения) Погарского - херес, агдам, солнцедар, сухое вино... Каждый иллюстрирован фирменными этикетками разных лет. Как настоящая выглядит и этикетка джина Biputin, на ней изображен похожий на Путина мужчина в наряде фокусника (цилиндр, накидка), сбоку - золотистая медаль Za mochilovo v sortire. Что и говорить: изучать листы винно-водочных лимериков Погарского - занятие нескучное. Из них можно составить книгу. Кстати сказать, Михаил Погарский - один из самых известных в России мастеров, работающих в редком жанре «книга художника».

Куратор III Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» Ольга Улемнова в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» отметила, что «на выставке достаточно широко представлен жанр «книга художника».

- Он не так давно у нас развивается: ему около ста лет. Его зарождение связано с творчеством великих Пикассо, Дали, Матисса, - рассказала Ольга Улемнова. - Они создавали иллюстрации для литературных текстов, нередко и для своих собственных, которые печатались небольшими тиражами. Благодаря им в книгу вернулась авторская рука - в отличие от второй половины XIX века, когда из-за возникновения фотографии и различных фотомеханических способов репродуцирования книга потеряла рукотворность, которая всегда была ей присуща. Благодаря художникам эта рукотворность стала возвращаться, а книга начала превращаться в объект искусства...

- Казанская биеннале печатной графики - это ведь не только выставка работ ее участников, это еще и конкурс.

- Совершенно верно. В этот раз в оргкомитет поступило свыше ста заявок от художников, каждый предложил экспертам три своих произведения. В итоге в экспозиции представлено более 200 произведений, их авторы - художники из России, Армении, Беларуси, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Латвии, Македонии, Мексики, США, Украины, Швеции... Первое место жюри присудило Владимиру Зуеву из Нижнего Тагила, который представил книгу художника «Я живу на границе Европы и Азии». Второе место - у Петтера Петтерссона из Швеции, третье - у казанца Александра Артамонова. Обладателю первого места на следующей биеннале устраивается персональная выставка, у нас так заведено: в этот раз в одном из залов Галереи современного искусства у нас экспонируются работы победителя II Казанской биеннале - шведского художника Яна Бертиля Андерсона.

- Ольга Львовна, слышала, что в этом году лауреаты биеннале впервые получили и денежные призы?

- Да, у нас появился призовой фонд - 100 тысяч рублей. Эти деньги мы поделили между художниками, которые заняли первое, второе и третье места. И еще одной художницей, получившей специальную премию «Перспектива», - Верой Рогожниковой, студенткой факультета графики Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Кстати, в этом году на нашей биеннале появилась и премия имени Александра Туманова - знаменитого татарстанского художника-графика. Ее учредил его сын Дмитрий, которого многие могут знать как создателя фестиваля талантов «Созвездие - Йолдызлык». Лауреата этой премии выбирало профессиональное жюри, Дмитрий предоставил непосредственно приз - 20 тысяч рублей. Первым лауреатом Тумановской премии стал художник из Набережных Челнов Марат Мингалеев.

- В этот раз у казанской биеннале появилось и название - «Всадник». Почему «Всадник»?

- На второй биеннале мы устраивали выставку, посвященную казанскому графическому коллективу «Всадник», который в двадцатые годы прошлого века превратил наш город в один из крупнейших центров развития графики в России, получил не только всероссийское - международное признание. Желая выразить свое почтение «Всаднику», мы решили назвать так нашу биеннале. Важно отметить, что сегодня традиции «Всадника» продолжает неформальное творческое объединение «Графком» - это один из инициаторов и организаторов биеннале печатной графики в Казани. Знаете, какой специальный показ задумал «Графком» в рамках биеннале? Реконструкции экспозиций татарской книги на двух знаменитых выставках в Париже - 1925 и 1931 годов. Это оказалось возможным благодаря архивным материалам, хранящимся в фондах Научной библиотеки имени Лобачевского, нашего музея изобразительных искусств и Национального музея Татарстана... Увидеть эти реконструкции можно будет в двадцатых числах октября в Национальной художественной галерее «Хазинэ».

- Как бы вы объяснили главную идею Казанской биеннале печатной графики?

- Биеннале - это выставка, которая проходит раз в два года и собирает художников из многих стран мира. Ее идея - показать казанской публике и представителям нашей художественной среды то, чем дышит сегодня мировое художественное сообщество. В каждой стране свои традиции печатной графики, свои особенности, технические тонкости и хитрости. У нас в Казани «в ходу» традиционные виды гравюры, а мир идет далеко вперед: увидеть, проследить этот путь можно, изучив экспонирующиеся на биеннале работы. Художнику нельзя замыкаться в себе - он развивается, общаясь с другими художниками.


Фото Александра ГЕРАСИМОВА