Митрополит Татарстанский Феофан: «Мы, русские люди, сами виноваты в том, что происходит...»

Зачем митрополит Казанский и Татарстанский Феофан устраивает неожиданные проверки в приходах? Какие инвестиции, по мнению владыки, самые выгодные? В чем виноваты русские люди и чем плохи священники-«наездники»? Об этом митрополит рассказал в интервью «Вечерней Казани».
- Ваше Высокопреосвященство, 13 января, в канун Нового года по старому стилю, будет ровно полгода, как вы назначены митрополитом Казанским и Татарстанским. Помните свои первые впечатления?- Все помню. Впечатления яркие. Я прибыл в Казань накануне великого праздника в честь Казанской иконы Божией Матери. На следующий день был крестный ход, торжественное богослужение. Приятно удивило, что собралось такое большое количество народа. В тот день я почувствовал, что вступаю под покров Царицы Небесной. И мне стало на душе спокойно. А когда вошел в Казанский кремль, вспомнил, что именно в нем пятьдесят лет назад я принимал воинскую присягу. Представляете, сначала стал в Кремле солдатиком, а через полвека, уже седым стариком, вошел в него как управляющий митрополией.
- Кадровые перестановки успели за полгода провести?- Кадровые изменения были, есть и будут. Это совершенно нормально: когда в организацию приходит новый руководитель, то он начинает с кадров. Но я не тороплюсь. Сейчас в митрополии трудится комиссия, которая проверяет работу духовенства и приходов. Я внимательно знакомлюсь с ее выводами, а потом сажусь на автомобильчик и, никому ничего не говоря, еду по приходам еще раз сам. Смотрю, в каком состоянии храм, беседую с людьми, со священником. Делаю выводы.- Ездите инкогнито?- В лицо, конечно, узнают. Но когда приезжаешь как снег на голову, то тебе не стелют ковровые дорожки, не красят заборы. Как Господь сказал: «В чем застану, в том и судить буду». Вот сейчас я собрался было в один приходик в Казани, а вы меня буквально в дверях поймали...Хочу, чтобы вы поняли: я не ставлю себе целью снять человека. Цель - повысить эффективность духовного служения. Когда я приехал в Татарстан, выяснилось, что большое количество духовенства не имеет духовного образования. Как можно учить других, не имея базовой подготовки в той области, которую представляешь? Мое первое условие было таким: все священники в обязательном порядке должны поступить в духовные учебные заведения, хотя бы на заочное отделение. А не хочешь учиться - иди в пономари. Кстати, есть постановление Русской Православной Церкви: без духовного образования нельзя рукополагать на священство. И я буду строго его придерживаться.Кроме того, буду добиваться того, чтобы священники в Татарстане не были «наездниками». Как выяснилось, сейчас многие живут в городах, а на службу поставлены в селах, где бывают наездами, как говорится, трудятся вахтовым методом. Я убежден: священник должен жить рядом со своей паствой. Знать радости и беды людей. Особенно на селе священник должен знать всех поименно, даже тех, кто в храм не ходит. Хорошо, чтобы деревенский батюшка знал еще крестьянский труд: огородик имел, курочек держал, понимал, как хлеб достается. Тогда люди будут его и любить, и уважать.- А в Раифу с внезапной проверкой поедете? Некоторых верующих смущает, что знаменитый монастырь превратили в туристический центр, где все коммерциализовано. Ведь монастырь по определению - закрытая от мира обитель.- Проверю. Дайте срок. Мой предшественник здесь 26 лет руководил, я всего полгода, а вы хотите сразу с меня шкуру содрать (улыбается).
- Владыка, ваш предшественник Анастасий сейчас возглавляет Симбирскую митрополию, которой руководили вы. Известно, что в Ульяновске его приняли не очень хорошо. Не знаете, каково ему там сейчас?- Могу сказать одно: я оставил ему после себя в Симбирской митрополии прекрасную инфраструктуру, великолепное епархиальное управление, красивейший дворцовый дом, в котором он сейчас и живет. В строительство этого дома я вложил личные средства. Я же думал, что осяду в Ульяновске навсегда. А меня вот перевели.Ну а то, что было с владыкой Анастасием (тяжело вздыхает)... Все теперь зависит от него самого и от его окружения. Бог даст, все у него будет хорошо.- Известный факт, что в Татарстане мечетей в разы больше, чем церквей, а новые православные храмы строятся сложно...- Конечно, перекоса быть не должно. Он есть. Хотя один высокопоставленный республиканский чиновник по какой-то своей формуле старался мне доказать, что в Татарстане, мол, одинаковое соотношение мусульманских и православных объектов. В своих расчетах он брал общее количество квадратных метров во всех храмах и делил на численность населения республики. Это неправильный подход…Но если говорить честно, мы, русские люди, сами виноваты в том, что так происходит. Приверженцы ислама более активны, они объединяются, строят мечети. А нас пока раскачаешь: «А зачем? Да почему?». Зато потом начинаем шуметь, что храмы разрушаются, новые не строятся. А что мы сделали для того, чтобы они строились, чтобы наши дети вышли из подворотни? Надо нашему брату-славянину понять, что, теряя свои корни и веру своих отцов, он превращается в Ивана, не помнящего родства. Если посмотреть на живущих рядом с нами мусульман, то они сейчас идут по пути возвращения к вере своих предков. И мы не должны на них за это обижаться.- Так все-таки новые православные храмы в Татарстане будут строиться?- Не думаю, что я не договорюсь с руководством республики. Я неоднократно общался по этому вопросу с президентом Татарстана и муниципальными властями. Если какая-то конкретная община выйдет с предложением построить храм, а у нее возникнут трудности с земельным участком… Обращайтесь ко мне, поверьте - добьюсь! (Хлопает ладонью по столу.) Но будьте добры, стройте. Объединяйтесь всем миром. Разве мало русских людей, которые имеют в Татарстане бизнес? Инвестиции в Бога - самые выгодные. Запомните, Бог в долгу никогда не бывает.Сейчас мы работаем над проектом восстановления собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Будет восстановлен весь монастырский Богородицкий комплекс.
- Там будет сохранен монастырский дух или это будет паломнический центр?- Монастырь. А уже при обители по традиции будет выделено место для приема паломников, златошвейная мастерская, ремесленные…- Что будет с хрущевками на Большой Красной? Жители беспокоятся, что при восстановлении монастырского комплекса их дома снесут.- Никто ничего сносить не будет. И точка.- Сейчас весь мир напуган ИГИЛ(запрещенная организация в Российской Федерации). Понятно, что это крайнее проявление ислама. Но очевидно и то, что ислам - самая молодая из мировых религий - стремится стать главной религией. Мусульманские проповедники буквально приходят с Кораном в каждый дом - учат, как правильно одеваться, питаться, какие телеканалы смотреть... На этом фоне православный институт проповедничества выглядит как нечто вялое, оторванное от реалий.- Разве вы не видите и не слышите меня? За полгода моего пребывания в Татарстане вышло более пятисот публикаций с моим участием.- Речь обо всем православном духовенстве.- Вы думаете, я не призываю священников быть активными? Собираю и требую: «Хватит спать!». Побуждаю не замыкаться в стенах храма, а идти в народ. Главное - не кадило и кропило, а слово. Знаете, было такое выражение - «принуждение к миру». Так вот я принуждаю священников к активной деятельности.- В прошлом вы много служили в Египте, Сирии, прекрасно знаете мусульманский мир. Каким видите дальнейшее развитие событий?- Если бы я знал ответ, как погасить развязанный на Ближнем Востоке конфликт, мне бы дали Нобелевскую премию или снесли голову. Одно могу сказать: нельзя делить террористов на плохих и хороших, нельзя нарушать традиционный уклад жизни народов Ближнего Востока. Запад хотел облагодетельствовать Восток демократическими радостями, а в результате там произошли тектонические сдвиги, льются кровь и слезы. Запад пока даже не понял, что натворил. Тьма мигрантов в Европе - это только цветочки. Поэтому мы у себя дома, в России, должны хранить традиции наших народов, их веру, историю.
- Сейчас идет рождественский пост. Как, не нарушая его, встретить Новый год?- Коли уж вы собираетесь семьей на Новый год, ну соберите овощной и рыбный стол. Ну выпейте шампанского (улыбается). Самое главное в пост - не ешьте друг друга.СправкаМитрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков Иван Андреевич) родился 25 мая 1947 г. в городе Дмитриеве Курской области в рабочей семье. После школы служил в Советской армии, окончил Московскую духовную академию. В 1973 году в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество. В 1977 году Священным Синодом был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. Затем служил в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке. В 2003 году назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру, где вместе со всеми пережил трагедию в Беслане. До назначения в Татарстан возглавлял Симбирскую митрополию.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Ключевые свидетели обвинения по делу Гумера Нафиева раскрыли детали получения им взятки.
Вспоминаем громкие дела, главными свидетелями обвинения по которым оказались пожизненно осужденные члены группировок республики.
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
Замруководителя исполкома Казани пытается убедить суд в том, что подписал брачный договор с бывшей супругой под давлением, а предоставленные женщиной сведения о его миллиардных активах считает оговором.
Покупка машино-места на этапе строительства — удачная инвестиция.










