«Мне уже даже коллекторы звонили!»: в Казани клиент каршеринга, не сделав фото «после», попал на 60 тысяч

Регина КИРИЛЛОВА
«Мне уже даже коллекторы звонили!»: в Казани клиент каршеринга, не сделав фото «после», попал на 60 тысяч

Очень дорого обошлась поездка от дома до работы на каршеринговом автомобиле 31-летнему казанцу Анвару Айнутдинову. Заплатив за получасовую аренду «БМВ» 188 рублей и благополучно добравшись из точки А в точку Б, мужчина на следующий день получил от компании «Делимобиль» счет на 54 тысячи за то, что иномарка якобы получила повреждения в ДТП. Пользователь уверяет, что непричастен к повреждениям, и сомневается, что они вообще имели место - отыскав тот самый «БМВ», он обнаружил лишь легкую потертость на бампере. Тем временем оператор каршеринга начал плюсовать к неоплаченному штрафу пени.

Как рассказал «Вечерней Казани» Анвар Айнутдинов, услугами каршеринга он начал активно пользоваться пару месяцев назад. Попробовав несколько сервисов, предоставляющих автомобили в прокат, отдал предпочтение «Делимобилю» - привлекли низкие цены и широкий выбор автомобилей.

- Я не водитель-новичок, права у меня с 2013 года. За два месяца проблем с каршерингом у меня не возникало, - отметил Анвар.

8 июля около двух часов дня мужчина решил в очередной раз воспользоваться сервисом, чтобы доехать от дома до работы, а по пути заскочить в магазин. Рядом оказался «БМВ» третьей серии, которое Айнутдинов и арендовал через приложение, сделав положенные фото (сервис подразумевает, что пользователь фиксирует состояние автомобиля до начала аренды и в конце). Мужчина проехал по запланированному маршруту, после чего оставил иномарку на одной из стоянок на улице Чуйкова. Аренда обошлась ему в 188 рублей за 32 минуты поездки.

-Завершая аренду в приложении, я не сделал фотографии машины. Бывало, делал так и раньше, думал, если с машиной все нормально, зачем зря тратить время, если следующий клиент все равно ее сфотографирует. Теперь понимаю, что это было огромной ошибкой с моей стороны, - сокрушается Анвар. - На следующий день в том же приложении мне пришло сообщение от «Делимобиля», что я должен им крупную сумму за то, что якобы поцарапал «БМВ» во время поездки.

Письмо, полученное Айнутдиновым, гласило: «Следующий пользователь зафиксировал повреждения на автомобиле. Нам очень жаль, но за них с вашей карты спишется 44699 рублей и еще 10000 рублей за то, что вы не сообщили нам о происшествии, а также не оформили его с сотрудниками ГИБДД». В обоснование своих притязаний авторы сослались на договор аренды, с которым пользователи соглашаются априори, пользуясь их приложением.

- Конечно, я сразу через то же приложение связался с сотрудниками «Делимобиля», чтобы выяснить, какие повреждения получил автомобиль, кто их фиксировал и оценивал ущерб. В ответ мне прислали фотографию «БМВ», где абсолютно ничего нельзя было рассмотреть, и принялись пугать, что штраф я должен заплатить в течение двух часов, иначе они сообщат в полицию, что я скрылся с места ДТП, и меня лишат прав, - показал Анвар корреспонденту «ВК» переписку с представителями «Делимобиля».

По словам мужчины, на следующий день после получения письма он разыскал арендованную им 8 июля машину, осмотрел ее и с трудом обнаружил на «БМВ» единственное повреждение - небольшую потертость на бампере. Сделав фото потертости, Айнутдинов отправил его в «Делимобиль», предварительно проконсультировавшись с сотрудником автосервиса, который сказал, что такой дефект устраняется полировкой и стоит это 500 рублей!

- Я настаивал, что хочу осмотреть машину вместе со специалистом «Делимобиля», - продолжает Анвар. - Ведь согласно их же договору такая незначительная потертость, которая может быть устранена полировкой, не является повреждением. Но представители сервиса продолжали стоять на том, что я должен им крупную сумму. Дескать, плати, а то обратимся в ГИБДД. Но за что я должен платить, если я ни в чем не виноват? Разве что в том, что сглупил и не сделал фото автомобиля по окончании аренды. Если на то пошло, я готов оплатить ремонт бампера, но ведь не 50 тысяч с лишним за это отдавать!

Не дождавшись от клиента требуемой суммы, уже с 9 июля сервис «Делимобиль» начал списывать с карты Анвара Айнутдинова, привязанной к их приложению в телефоне, деньги за повреждение транспортного средства...

- Успели списать более 1600 рублей, при этом отвязать карту от этого приложения оказалось невозможно, пришлось ее заблокировать! Разве это законно, вот так просто снимать деньги в одностороннем порядке, без всякого решения суда, без всяких приставов? - возмущается Айнутдинов.

- Возможность такого списания зависит от условий договора, который пользователь заключал с сервисом каршеринга, - прокомментировал «ВК» ситуацию юрист Рушан Кабиров. - В документах может содержаться пункт о безакцептном списании средств, в том числе выставленных клиенту штрафов. По сути, это полузаконный метод: в суде его могут признать как правомерным, поскольку человек сам согласился на такие условия, так и неправомерным, поскольку долги, как правило, взыскивают по решению суда. Такая вот коллизия. Конечно, в данной ситуации «пришить» водителю оставление места ДТП невозможно, оператор каршеринга клиента просто пугал. Тем не менее подводных камней в этой сфере более чем достаточно, поэтому пользователям каршеринга нужно быть внимательными и осторожными.

Убедившись на личном опыте в том, что короткая поездка на арендованном автомобиле может обернуться большими проблемами, в соцсетях Анвар Айнутдинов обнаружил немало товарищей по несчастью.

«Полный беспредел творит компания «Делимобиль». Берешь тачку в аренду, если нанес ущерб двери, то 80 тыс. заряжают. Якобы по договору. Составили хитрый договор и обдирают молодых студентов. Поправить дверь стоит 5 - 10 тыс., но не 80», - пишет один из них.

«А вы думали, каршеринг извлекает прибыль из копеечной аренды? У них в штате сотни юристов. И именно они зарабатывают деньги для компании. На штрафных санкциях. Читайте внимательно договора перед тем, как жамкать кнопку «СОГЛАСЕН», - советуют в комментариях.

- Вот и я задумался, почему у «Делимобиля» аренда дешевая. Может, они и правда зарабатывают на том, что штрафуют тех, кто поленился сфотографировать машину после окончания аренды? Иначе почему их приложение позволяет завершить аренду без фото? Это должна быть обязательная опция, - считает Анвар. - Кроме самого штрафа они мне еще и пени за его неуплату вовсю начисляют, в итоге на сегодня сумма выросла почти до 60 тысяч, мне уже даже коллекторы звонили! Придется, значит, в суд обращаться. Доехал до работы, называется.

В компании «Каршеринг Руссия», которому принадлежит сервис «Делимобиль», на просьбу «ВК» прокомментировать претензии клиента ответили следующее:

«Одно из обязательных и важных условий при использовании каршеринга - фотофиксация состояния автомобиля до и после аренды. Фотофиксация помогает компании обслуживать автомобили и служит важным подспорьем в решении любых спорных ситуаций. В случае с нашим пользователем из Казани фотофиксации на момент окончания аренды произведено не было, а перед началом первой аренды (у пользователя было несколько аренд подряд), сфотографирован был лишь задний бампер.

Через 10 минут после завершения аренды повреждения на переднем бампере автомобиля были зафиксированы уже следующим пользователем. О том, что за повреждение будет выставлен штраф по договору, нашего пользователя уведомила служба поддержки в телефонном разговоре, запись которого компания хранит. С выставлением штрафа наш пользователь был изначально согласен. Сумма штрафа прописана в договоре и зависит от типа повреждения и модели/марки автомобиля, всю информацию можно изучить заранее, до аренды, т.к. она есть в мобильном приложении.

Кроме того, мы не исключаем возможность пересмотра штрафа, если компании будут предоставлены данные с городских видеокамер или дополнительные фотографии. Пока такие данные не были предоставлены.

Безусловно, компания начала еще один раунд проверки данной ситуации, мы на связи с нашим пользователем».