«Много нерастраченной любви и денег»: выставка супруги бывшего главы Минобороны РФ Евгении Васильевой вызвала культурный шок в Казани

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Много нерастраченной любви и денег»: выставка супруги бывшего главы Минобороны РФ Евгении Васильевой вызвала культурный шок в Казани

Скандал еще до своего открытия вызвала в Казани выставка Евгении Васильевой - супруги бывшего министра обороны России, а ныне крупного деятеля Ростеха Анатолия Сердюкова. Местные мастера кисти решили бойкотировать экспозицию под названием «Иноземье» в Галерее современного искусства, посчитав ее пощечиной общественному вкусу. Но самой Васильевой, которая с недавних пор является почетным членом Российской академии художеств, от этого ни жарко ни холодно.  

Напомним, в 2012-м имена Сердюкова и Васильевой, тогда еще не женатых, но состоявших в романтических отношениях, гремели на всю страну в связи с «делом «Оборонсервиса». В итоге министр стал свидетелем по делу о миллиардных хищениях, а вот Евгении Васильевой, занимавшей должность начальника департамента имущественных отношений Минобороны, пришлось предстать перед судом. В 2015-м ее приговорили к пяти годам колонии за мошенничество, но, отсидев за решеткой несколько месяцев, Васильева освободилась условно-досрочно.

Творческий путь художницы начался в 2014 году, когда она сидела под домашним арестом и от нечего делать взялась за кисть - под псевдонимом EVA, а также за перо - как поэт-лирик. С тех пор Васильеву было уже не остановить. Одними из тех, кто оценил ее творчество, стали президент Российской академии художеств Зураб Церетели и французский кутюрье Пьер Карден, у которого в коллекции имеются несколько работ Васильевой. А вот Русский музей от подаренных ею картин отказался…  

В Казани экспозиция «Иноземье» заняла два этажа Галереи современного искусства Госмузея изобразительных искусств РТ. В числе 156 работ - 30 живописных полотен, 30 графических работ, 26 компьютерных фотографий, 22 скульптуры (малые формы из металла)...

На вчерашнем открытии выставки присутствовали вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, замминистра культуры РТ Ленар Хакимзянов и сама одиозная 41-летняя художница Евгения Васильева.  

- За вами тянется скандальный шлейф, ваше творчество принимают далеко не все и жестко критикуют. Как держите удар? - поинтересовалась у нее корреспондент «ВК».

- Это большая честь, что про меня говорят и критикуют меня достаточно авторитетные искусствоведы.

К критике отношусь конструктивно, она помогает развиваться. По крайней мере, до слез меня еще никто не доводил. Все новые течения в искусстве подвергались гонениям, неприятию, запретам. Возможно, резонанс на мое творчество говорит о том, что я на правильном пути?  

- В чем состоит ваше творческое кредо и на какой философии зиждется?

- Я всю жизнь работала с правом - это область рационального знания. И когда в этой области я достигла определенных знаний, меня заинтересовала другая сторона жизни - иррациональная. Сейчас работаю на синтезе этих знаний, ищу новые смыслы. Много изучаю философию постмодернизма. Она отражает нашу жизнь: человек в современном мире окружен симулякрами, фантазмами, иллюзиями, штампами и копиями, похожими на реальность. Мы пребываем в заблуждении в рамках этого Зазеркалья. Мой проект «Иноземье» о том, как найти правду в море лжи. Надеюсь, он будет содействовать продвижению вашего успешного региона к пониманию высших ценностей, о которых общество сегодня немного забыло. Обратите внимание, в своих живописных работах я старалась достигнуть эффекта свечения, что символизирует движение в сторону Добра.

Тем временем присутствующая на открытии немногочисленная публика изучала «Иноземье», которое, как сказано в анонсе выставки, «дарует индивиду энергию космоса, помогает обрести духовную свободу, наделяет человека иной, иноземной реальностью»:

«Хи-хи, а так можно было? Даже дети лучше рисуют!»;

«Есть бабки - станешь новым Пикассо!»;

«Ее критикуют как бывшую чиновницу и уголовницу, а в человеке после всего этого вон сколько духовности открылось!»

«Вечерняя Казань» поинтересовалась, что думают по поводу выставки Евгении Васильевой профессиональные эксперты.

Фарид ЯКУПОВ, живописец, член Союза художников СССР:

- Я не против, когда неумехи берутся за кисть, что-то рисуют и даже выставляются, все лучше, чем воровать… Но не в государственном же учреждении культуры! У каждого музея в уставе написано, что основной его задачей является пропаганда лучших образцов высокого искусства. Мой отец Харис Якупов (председатель СХ ТАССР в 1951 - 1975 гг. - «ВК») плакал дважды: когда вошел в освобожденный нашими войсками Освенцим и когда посетил музей импрессионистов Орсе в Париже. Если бы он сейчас воскрес и увидел, что творится в музее, созданию которого он отдал столько сил, то заплакал бы в третий раз. Выставка Васильевой - не просто безвкусица, это культурологическая диверсия. Такое дикое время пришло - гигантский Левиафан накрыл всю нашу культуру. В России много потрясающих художников, но у них нет такой славы, как у Васи Ложкина и Евгении Васильевой. Увы, деньги и хайп решают все.

Ильнур СИРАЗИЕВ, председатель Союза художников России в РТ:

- Сатанизм сейчас лезет изо всех щелей, «паразиты» заполняют нашу культуру и жизнь! Как официальное лицо заявляю: мы негодуем и возмущаемся предоставлением площадей в государственном музее авторам типа Васильевой. Не понимаю, почему на это не отреагировал Минкульт РТ. При этом местных профессионалов не очень-то допускают в ГСИ. После Васильевой в Казань начнут лезть другие сомнительные личности со своим псевдоискусством…

Виктор ТИМОФЕЕВ, казанский художник-символист:

- Все, конечно, помнят дело Васильевой, его подоплеку. Отсюда и ажиотаж. Но каждое произведение имеет право выставиться, вне зависимости от того, кто его создал. Если бы в свое время Адольфа Шикльгрубера с его акварелями допустили к участию в выставке, возможно, он остался бы плохоньким художником и не стал Гитлером.

Гузель ФАЙЗРАХМАНОВА, доцент КГАСУ, искусствовед:

- Считаю, что ГМИИ РТ сильно уронил свой статус проведением этой выставки. Зачем тратить время на то, что априори находится ниже плинтуса? Эрмитаж, Русский музей отказались принимать в дар картины Васильевой, а Казань, наоборот, встретила с распростертыми объятиями. Считаю, данная выставка - плевок в лицо общественности.

Александр ШУБИН, художник, реставратор Благовещенского собора:

- Автор - божественной красоты девушка, я ожидал от нее более скандальных работ, а оказалось все довольно скромно. Это очень наивное творчество, в нем много нерастраченной детской любви и, конечно, денег… Васильева не жалеет дорогих красок, которые, похоже, ведрами льются: у нее на один мазок уходит баночка белил стоимостью в тысячу рублей. Как тут не позавидовать…   
фото картинка

Розалия НУРГАЛЕЕВА, генеральный директор ГМИИ РТ:

- Я была уверена, что эта выставка вызовет резонанс. Пусть публика сама во всем разберется, мы никому свое мнение навязывать не будем. Васильева обладает мощной энергией, ее работоспособность и широта кругозора поражают, как и сила воли - она идет вперед наперекор всему. Мне нравится палитра ее живописных работ, графика, фотографии. Недавно скончавшаяся президент Пушкинского музея Ирина Антонова говорила, что после «Черного квадрата» Малевича искусство закончилось и начался эксперимент. Вот так и надо воспринимать выставку «Иноземье» - как эксперимент она имеет право на существование. Время покажет, останется это творчество в истории искусства или нет.   

Ирада АЮПОВА, министр культуры РТ:

- Я в отпуске, но мне кажется, что выставка очень интересная получилась. Это же современное искусство. Советую смотреть экспозицию, не думая о личности автора. Бюджетных денег в организацию этой выставки мы не вкладывали, все наши расходы - это распечатка афиш и несколько рам. Доставка экспонатов осуществлена за счет автора, при этом музею достанутся средства от реализованных билетов.

Фото автора