На завод или в «Одноклассники»: казанские блогеры-миллионеры разоряются, а рядовые пользователи «Инстаграма» боятся посадок
В одночасье лишились заработка популярные казанские инстаблогеры, которые загребали миллионы, обучая подписчиков, как худеть, охмурять мужчин, достигать оргазма и воспитывать детей. «Пусть теперь эти блохеры на заводы идут пахать!» - злорадствуют те, кто привык жить от зарплаты до зарплаты. Тем временем обычные пользователи заблокированного «Инстаграма» переживают, не посадят ли их за то, что они в нарушение запрета будут втихушку заходить в соцсеть. «Вечерняя Казань» поинтересовалась, что думают по этому поводу юристы.
В ночь на 14 марта случилось то, чего многие боялись: Роскомнадзор вслед за «Фейсбуком» заблокировал «Инстаграм». И, похоже, одной блокировкой дело не ограничится: Генпрокуратура РФ намерена добиться признания компании Meta (владеет соцсетями Facebook и Instagram и мессенджером WhatsApp) экстремистской организацией.
«Поскольку руководство социальной сети Instagram вопреки международному праву впервые в истории и только в отношении россиян разрешило призывы к насилию, Генеральная прокуратура приняла решение о запрете этой соцсети в России... Нам необходимо обеспечить психологическое здоровье граждан, в первую очередь детей и подростков, защитить их от травли и оскорблений в Сети», - объяснил Роскомнадзор, посоветовав соотечественникам переходить в родные соцсети - «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Впрочем, россияне, как известно, на выдумки хитры и уже научились обходить запрет «Фейсбука».
- Как многие уже поняли, полностью запретить социальную сеть невозможно, только если отключить Интернет по всей стране, - отмечает руководитель консалтинговой фирмы «Аудит и Безопасность» Марсель Закиров. - Продолжать пользоваться соцсетью помогает, например, VPN - безопасное зашифрованное подключение пользователя к сети, с которым можно обходить локальные ограничения и сохранять конфиденциальность. Для установления такого соединения можно скачать как платные, так и бесплатные приложения. Платные работают быстрее и без рекламы. Так что если кому-то Instagram важен для развития бизнеса или он просто без него жить не может, ко всем условиям можно приспособиться.
Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Казанская инстаблогер Юлия (ведет страничку для молодых мам с несколькими сотнями тысяч подписчиц) рассказала корреспонденту «ВК», что подписчики предпочитают не заморачиваться с разными там VPN и просто уходят на другие площадки. А за ними и рекламодатели.
- Уже когда пошли слухи о закрытии «Инстаграма», начался отток аудитории. А сейчас все очень и очень плохо, - вздыхает Юлия. - У меня уже была заказана реклама на весь март и на апрель. Теперь всю рекламу на апрель уже отменили, рекламодатели массово просят вернуть деньги. Часть контрактов на март тоже расторгается. Новой рекламы никто не предлагает, рекламодатели, особенно крупные, официально зарегистрированные на площадке, уходят в «Телеграм» и «ВКонтакте». И так - у всех инстаграмщиков.
Кроме блогеров начали терять заработки и бьюти-мастера, которые активно использовали «Инстаграм» для привлечения клиенток.
- У меня кроме «Инстаграма» есть страничка «ВКонтакте», где я также выкладываю фото своих работ. Но знаю мастеров, у которых основной приток клиентов обеспечивали именно раскрученные в «Инстаграме» аккаунты. Некоторые вложили в саморекламу сотни тысяч рублей, и сейчас они, мягко говоря, в шоке, - рассказала мастер по перманентному макияжу Наталья.
Тем временем многие переживают, будет ли им грозить уголовная ответственность за то, что они продолжат заходить в запрещенные соцсети.
Известный казанский адвокат Лаврентий Сичинава считает, что наказание пользователям «Фейсбука» и «Инстаграма» будет грозить в том случае, если компанию - владельца соцсетей действительно признают в России экстремистской организацией.
- Я вполне допускаю, что после этого людей, которые станут пользоваться продуктами Meta, получать оттуда информацию, будут привлекать. Даже если вы заглянете в «Инстаграм» просто фотографии посмотреть, это будет чревато. У нас достаточно «держиморд», которым без разницы ваши мотивы, важен будет сам факт захода. Хотя, конечно, сейчас очень трудно прогнозировать, как и что будет на деле, потому что никто не знает, как себя поведут дальше наши власти, - отмечает юрист. - Мы росли на лозунгах «Миру - мир», «Нет войне». А сейчас, если кто-то выйдет и скажет «Нет войне», его могут привлечь как минимум к административной ответственности.
Другой казанский адвокат Руслан Нагиев, сам имеющий раскрученный аккаунт в «Инстаграме», считает, что в теории пользователей, которые будут заходить в соцсеть в обход блокировок, уже и сейчас можно привлечь к административной ответственности, только вряд ли правоохранители будут тратить на это время и силы. Другое дело, если речь зайдет об экстремизме.
- Если компанию Meta по решению суда признают экстремистской организацией, то, в принципе, участие конкретного пользователя в движении денежных потоков на ее интернет-площадках, к примеру размещении рекламы, можно будет расценить как финансирование экстремистской деятельности, - предупреждает Нагиев. - Но суд пока не принял такого решения. И даже если примет, оно еще должно будет вступить в законную силу. Надеюсь, что в итоге Meta и российская сторона придут к какому-то разумному компромиссу и до абсурда ситуация не дойдет.
Другой непраздный вопрос, который беспокоит сейчас российских завсегдатаев «Инстаграма» и «Фейсбука»: а смогут ли силовики, если им поставят такую задачу, вычислить тех, кто обходными путями заходит на заблокированные ресурсы? Вспомогательные сервисы, конечно, обещают полную анонимность, но специалисты советуют не сильно полагаться на такие посулы.
- У правоохранительных органов наработан хороший опыт за время борьбы с ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. - «ВК») и не только, - отметил Марсель Закиров. - Поэтому в возможностях стражей порядка выявлять тех, кто, по их мнению, причастен к финансированию экстремистской деятельности, никто не сомневается.