Начало нефтедобычи, армейская обувь от «Спартака» и урановая бомба: какой вклад внес Татарстан в Победу
«Все для фронта! Все для победы!» - с первых дней начала Великой Отечественной войны наша республика подхватила лозунг, который стал определяющим для страны в последующие нелегкие четыре года. В рекордные сроки промышленность ТАССР перешла на выпуск военной продукции. Республика одевала и кормила солдат, обеспечивала армию обмундированием и даже уникальной продукцией, например авиационной кинопленкой для снимков с высоты объектов противника. В канун 78-й годовщины Победы вспомним, как это было.
ОТ УНТОВ ДО УРАНОВОЙ БОМБЫ
Поволжье еще с первых месяцев войны оказалось одним из главных центров страны, где был создан крупный военно-промышленный комплекс для нужд армии. Перед республикой стояла задача обеспечить фронтовиков вооружением, снаряжением, продовольствием… В этих условиях даже та промышленность, которая, казалось, была далека от армейских нужд, сумела перепрофилироваться и, как говорится, встать на военные рельсы.
Так, по данным казанского Музея-мемориала Великой Отечественной войны, городская фабрика кинопленки имени Куйбышева сумела наладить выпуск новых видов авиационной пленки. Ее использовали для съемки с большой высоты военных объектов противника. Наш завод «Серп и молот» в 1,5 раза больше выпускал металлорежущих станков, которые оказались крайне востребованы в новых условиях. Кроме того, там же делали корпуса мин калибра 37 мм, 50 мм, 82 мм, а также взрыватели к ним.
Заводы искусственной кожи, пишущих машин, даже автогаражного оборудования начали делать мины, осветительные бомбы и другие виды снарядов.
- В Казани уже в годы войны делали первый реактивный двигатель для ракеты и урановую бомбу, - рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» председатель татарстанской ассоциации «Клуб воинской славы» Михаил Черепанов. - Ядерное оружие действительно активно разрабатывали эвакуированные в столицу республики советские ученые, организовав специальную лабораторию, но позже их перевели в Москву, где они и завершили разработки.
Казанский кетгутный завод в то время был единственным предприятием, которое поставляло госпиталям нити кетгута для зашивания ран. Трудно представить, сколько жизней было спасено: этот материал незаменим в сложных операциях, которых военные медики провели немыслимое количество.
Казанский меховой комбинат наладил производство шапок-ушанок, рукавиц, унтов, даже шлемофонов для солдат. Знаменитая обувная фабрика «Спартак», просуществовавшая вплоть до недавнего времени, тогда обувала армию – поставляла солдатам сапоги и меховые унты. Туда была эвакуирована гомельская фабрика «Труд», и, объединив силы, рабочие на базе «Спартака» выдавали в год более миллиона пар обуви!
САМОЛЕТЫ, БРОНЕТАНКЕРЫ И «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО»
Уже с июля 1941 года в республике начали размещаться эвакуированные заводы и фабрики. Кроме уже упомянутой гомельской обувной фабрики здесь разместились Московский авиазавод имени С.П. Горбунова, Ленинградский авиационный завод № 387 и Второй Московский часовой завод. Впрочем, мало было переехать: на новом месте рабочим надо было ударными темпами возобновить производство. Это делалось в рекордные сроки – уже через два месяца после эвакуации завод имени Горбунова наладил выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2; через две недели Ленинградский авиазавод уже собирал самолеты У-2 (с 1944 года – По-2). За время войны было выпущено около 11 тысяч этих самолетов. Разместившийся в Чистополе часовой завод занялся обеспечением фронта танковыми часами и запалами для противотанковых гранат.
Зеленодольский завод № 340 имени А.М. Горького выпускал не менее важную для боев продукцию. Здесь делали бронетанкеры, торпедные катера, морские буксиры.
Не отставали и предприятия легкой промышленности. В военные годы в нашей республике делали около 200 видов вещевого снаряжения и обмундирования. Как подсчитали в музее ВОВ, татарстанские предприятия каждый рабочий день одевали полк и обували дивизию! Всего же одежды и обуви, изготовленной тогда, было достаточно для экипировки трехмиллионной армии.
И именно в то нелегкое военное время было положено начало нефтедобыче, которая потом станет приоритетной задачей для республики. Не то чтобы до этого о «черном золоте» в недрах Татарстана не знали, ведь впервые ее удалось добыть еще в 1868 году близ села Нижняя Кармалка (ныне это Черемшанский район). Однако на тот момент не было этакого «толчка», который привел бы именно к поиску и промышленной разработке крупных месторождений.
Таким толчком, как ни странно, оказалась война. В конце лета 1943 года возле села Шугуры начали добывать промышленную нефть. На Шугуровском месторождении открыли первую скважину, поставили «качалку», работавшую на приводе от паровой машины. И уже к концу года была добыта 641 тонна нефти. В следующем, 1944 году была открыта еще одна скважина, оказавшаяся даже более продуктивной. В итоге уже в победный 1945 год в республике появился первый Шугуровский укрупненный нефтепромысел. А за последующие десятилетия Татарстан занял место одного из ведущих нефтепромышленных регионов страны.
Фото: ГБУ «Государственный архив РТ»