«Наш сын что, тупым будет?»: семья мигрантов из Узбекистана возмущена, что их ребенка не приняли в три казанские школы

Рамиль АКБЕРОВ
«Наш сын что, тупым будет?»: семья мигрантов из Узбекистана возмущена, что их ребенка не приняли в три казанские школы

Не взяли ни в одну из ближайших школ 11-летнего мальчика из семьи мигрантов, который вместе с родителями и младшим братом в сентябре приехал в Казань из Узбекистана. По возрасту Довудбек должен учиться в пятом классе, но он с трудом читает по букварю, и родители подозревают, что именно плохое знание русского языка, а вовсе не отсутствие мест - главная причина, по которой их сына не хотят брать в школы. По информации «ВК», растущее количество детей мигрантов из Средней Азии в казанских школах действительно создает проблемы не только учителям, но и ученикам, но директора школ предпочитают об этом помалкивать, а то еще обвинят в нетолерантности…

Семья Алланазаровых, в которой кроме Довудбека подрастает еще полуторагодовалый сынишка, снимает небольшой дом в Дербышках. Отец семейства трудится целыми днями на стройке, мама сидит с детьми. Хозяин дома - 81-летний Виктор Шишкин - относится к своим квартирантам хорошо, оформил им прописку и очень переживает из-за того, что Довудбек не ходит в школу.  

- Жалко пацана - учиться надо, а он дома сидит. Говорят, мест нет, но уж одно-то место можно найти! Видно, не берут из-за того, что он сын мигрантов, учителям с ним возиться много придется, - предполагает Виктор Дмитриевич.



Мама Довудбека - 31-летняя Малохат, которая с трудом говорит по-русски, рассказала корреспондентам «Вечерней Казани», что раньше их семья жила в Санкт-Петербурге. Там сын успел окончить два класса. Когда грянула пандемия, мигранты уехали из Питера на родину в Узбекистан, где мальчик отучился еще два года. А в сентябре минувшего года Алланазаровы переехали в Казань, получается, что сейчас Довудбек должен учиться в 5-м классе. Однако в трех учебных заведениях, расположенных в окрестности, - школах № 22 и 84, а также в гимназии № 141 - отказались принять его в 5-й класс, заявив, что нет мест.  

- Сказали, что в классах по 32, 33, даже по 35 детей. Директора школ говорят, чтобы мы сняли квартиру в другом районе, может, там места в школах найдутся. Но мы не хотим переезжать, тут хороший хозяин дома, он нам помогает, у нас тут прописка. А Довудбек уже русский язык начинает забывать из-за того, что ни с кем не общается. Утром смотрит в окно, как другие дети идут в школу, и грустит. Когда мы в Петербург приехали, там ребенка за один день в школу взяли! Не знаю, почему в казанские школы не принимают. Наш сын что, тупым будет? - переживает Малохат.

- В школе № 22, которая близко к дому, директор с ходу спросила мальчика, в какой школе он раньше учился, а Довудбек от волнения не смог ответить. Он же в ауле учился, какой там номер у школы может быть! Ну нам и отказали. Поехал в роно, там сказали, что раз в близлежащих школах нет мест, то они их нигде не возьмут. Да как же так-то? - возмущается Виктор Шишкин. - Сейчас говорят, что мальчика могут зачислить в школу № 140 на улице Халезова. Но это очень далеко от дома!



Сам Довудбек, который читает дома букварь и переписывает оттуда слова в тетрадку, чтобы не забыть русский язык, говорит, что очень хочет учиться в школе, его любимые предметы - физкультура и рисование, а в будущем мальчик мечтает стать полицейским, потому что у них красивая форма.

В городском управлении образования «Вечернюю Казань» заверили, что ни о какой дискриминации в данной ситуации речи быть не может, тем более что мать мальчика стала обращаться в школы с просьбой зачислить ребенка в 5-й класс лишь в декабре, когда классы давно укомплектованы и идет учебный процесс.

«В классе школы № 22, куда родители просят определить ребенка, 34 ученика. Там физически некуда поставить еще одну парту. А в школе № 140, куда им сейчас предлагают зачислить ребенка, в классе 25 детей. Там возможность присоединиться к классу есть, - сообщили в гуо. - Несмотря на то, что сами родители в управление образования не обращались, представители управления образования пытались встретиться с родителями. К сожалению, от общения они отказались и предпочитают решать вопросы через своего арендодателя, который не является законным представителем ребенка (имеется в виду пенсионер Шишкин. - «ВК»). Родители повторяют просьбу о зачислении в школу № 22. Мы понимаем, что не хочется отдавать ребенка в школу, которая находится чуть дальше, если есть еще одна, в непосредственной близости. И если бы была возможность зачислить туда ребенка, ее, конечно, предложили бы. Но физически такой возможности нет».

Стоит отметить, что школа № 22 с математическим уклоном (после объединения с 58-й школой несколько лет назад она получила название Центр образования), куда родители так хотят устроить Довудбека, имеет хорошую репутацию и считается сильной не только в Дербышках. К примеру, по итогам 2020 года она стала лучшей в Советском районе по результатам сдачи ЕГЭ. А 11-летний мигрант, читающий по букварю, конечно, вряд ли поспособствует удержанию высоких показателей успеваемости.



По данным Минпроса РФ, сейчас в российских школах учатся 140 тысяч детей мигрантов из бывших союзных республик. Конечно, в Казани ситуация не такая, как в спальных районах Москвы и в Подмосковье, где в некоторых школах треть первоклашек - приезжие из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Тем не менее и в казанских школах, особенно расположенных рядом с оптовыми рынками, количество детей мигрантов из Средней Азии стремительно увеличивается: родители покупают или снимают квартиры поблизости от места своей работы, оформляют прописку, а школы обязаны обеспечить детям приоритет при зачислении «по месту жительства».     

- И это создает реальные проблемы, - рассказала «Вечерней Казани» на условиях анонимности учительница одной из таких школ. - Главная, конечно, - это незнание детьми русского языка. Как учить ребенка, если он ничего не понимает, даже если проявляет старание? Школьная программа сейчас сложная, и, если я буду тратить силы, чтобы пытаться объяснить что-то такому ученику, весь класс будет страдать, отставать в учебе. А нарисуешь ему тройку, родители еще и недовольны - почему не 4, не 5? Если таких детей в школе много, безусловно, падает общая успеваемость.

Впрочем, администрация школ по понятным причинам не признает наличие проблем с учениками из ближнего зарубежья.

- У нас всего - 602 ученика, из семей мигрантов учатся 22 ребенка, - рассказала «ВК» замдиректора по воспитательной работе школы № 38 Татьяна Барскова. - В основном дети из Узбекистана и Таджикистана. Учатся они по той же программе, что и все. Сначала бывает сложновато из-за языка, но они быстро все схватывают и вписываются в культурное пространство. В последние годы есть тенденция к увеличению детей из семей мигрантов, за счет братишек и сестренок наших учеников.

В городском управлении образования «Вечерней Казани» не ответили на вопрос, сколько всего детей из семей мигрантов учится сейчас в школах города. Возможно, еще не подсчитали.