Не на Квартал, а к РКБ?.. В Казани могут изменить план строительства второй ветки метро

Евгений АКСЕНОВ
Не на Квартал, а к РКБ?.. В Казани могут изменить план строительства второй ветки метро

Протянуть вторую ветку метро вовсе не в сторону Кварталов, а к Деревне Универсиады и РКБ, где жилые многоэтажки растут как грибы, - такую возможность предложил рассмотреть властям Казани и проектировщикам глава республики Рустам Минниханов. «Вечерняя Казань» спросила у экспертов, как им такая инициатива сверху.

Напомним, сейчас в Казани действует одна ветка метрополитена, состоящая из 11 станций. Генпланом города до 2040 года предусмотрено строительство через Советский и Ново-Савиновский районы второй ветки из 12 станций. Сейчас идет строительство первой очереди второй линии из 4 станций: «100-летие ТАССР» (она примыкает к «Дубравной», здесь можно будет пересесть на первую линию, и наоборот), «Академическая» на пересечении Завойского и Фучика, «Зилант» у перекрестка Ломжинской и Фучика и «Тулпар» на Сахарова рядом с ТЦ «МЕГА». Предполагается, что строительство этих станций удастся завершить в 2027 году.

После этого метростроевцы двинутся на север, в сторону Кварталов, сооружая станции «XXI век», «Пионерская», «Компрессорный завод», «Футбольный стадион», «Горбольница»... А закончиться вторая ветка должна станцией «Восстания». Однако, проинспектировав недавно ход строительства казанской подземки, глава республики Рустам Минниханов дал поручение рассмотреть возможность продолжить вторую ветку в противоположном направлении, со строительством двух станций у Деревни Универсиады и РКБ.

Аргументы в пользу разворота метро на 180 градусов понятны. Старая часть Советского района расположена недалеко от центра, здесь находятся дома преимущественно средней этажности и с транспортом в целом неплохо. Ново-Савиновский район тоже, в принципе, имеет неплохую транспортную доступность, при этом активное строительство здесь пока остановилось. А вот на южной окраине Казани все наоборот - за последние годы там вырос лес «человейников», при этом с транспортом, как и с другой инфраструктурой - настоящая беда. В одной только Деревне Универсиады во время учебного года проживает около 15 тысяч студентов, которым надо каждый день ездить на занятия, а есть еще ЖК «Солнечный город», «Дубрава», «Южный парк», «Лесной городок», «Березовая роща» и пр. Итого - более 60 тысяч жителей. И это далеко не предел, поскольку массовое жилищное строительство за РКБ продолжается.

«А по-вашему, где нужнее метро?» - поинтересовалась «Вечерняя Казань» у экспертов.

- По идее, конечно, надо тянуть в обе стороны, потому что для такого города, как Казань, не только двух, но, наверное, и трех полноценных веток метро будет мало, - считает завкафедрой градостроительства и планировки КГАСУ, заслуженный архитектор РТ Александр Дембич. - Но, как говорится, по одежке протягивай ножки. Все упирается в деньги, которых, как мы знаем, Москва на строительство казанской подземки больше не дает. Оно финансируется только из республиканского бюджета. Поэтому выбирать приходится что-то одно. Конечно, после появления Деревни Универсиады и бурного жилищного строительства рядом с РКБ количество жителей в той части города резко возросло. И им можно только посочувствовать, поскольку, по сути, из общественного транспорта в их распоряжении имеется только кольцевой 5-й трамвай и несколько «кривых» коротких автобусных маршрутов. Тем не менее, на мой взгляд, строительство метро до компрессорного завода, где находится один из самых напряженных и активных перекрестков многих дорог, важнее для города. Неслучайно власти Казани работают над созданием там крупного транспортно-пересадочного узла. Электрички, автобусы, троллейбусы, трамваи и метрополитен в одном месте - все это будет востребовано.

- Конечно, более предпочтительно тянуть метро в южном направлении, в сторону Лаишево, - уверен вице-президент Гильдии риелторов РТ Андрей Савельев. - Кроме уже существующего скоро там будет построено просто огромное количество жилья, в этом месте уже работают «Ак Барс Дом», «Унистрой», «Сувар» и ожидается приход других застройщиков. Я считаю, в этой связи было бы логично не ограничиваться двумя станциями у Деревни Универсиады и РКБ, а протянуть ветку еще дальше. Там есть только две автомагистрали: дороги на аэропорт и через поселок Мирный, и обе они уже через год-два захлебнутся. Соответственно, для того чтобы люди могли добраться до центра города, потребуется альтернатива личному автотранспорту. Скорее всего, мы получим ситуацию, как в Москве, где жители пригорода доезжают до первой станции подземки, оставляют там свои машины и едут в город уже на метро.

- По-моему, логика здесь простая - где живет больше людей, там и нужно строить новые станции метро, - полагает представитель Федерации автовладельцев в РТ Владлен Копвиллем. - А если еще учесть, какие категории населения проживают там и здесь, очевидно, что копать следует от «Дубравной» к РКБ. Деревня Универсиады, жилкомплексы за РКБ - это в основном молодежь, которой надо добираться на учебу, на работу. А в районе Советской площади, улиц Пионерской, 8 Марта, где сплошные хрущевки, живут в основном пенсионеры, которые выезжают один раз в неделю на базар. При выборе южного варианта получается двойная польза. Больше людей смогут воспользоваться метро, и, соответственно, больше пассажиров заплатят за проезд, ведь метро у нас убыточное.

- Я считаю, что вторая ветка метро в той трассировке, в какой нам ее рисуют, вообще не имеет смысла, потому что все транспортные проблемы, которые там существуют, можно решить гораздо быстрее и гораздо дешевле с помощью наземного скоростного транспорта, - поделился своим взглядом на проблему урбанист, администратор телеграм-канала «КОЯШ Media» Дмитрий Сагдеев. - Каждая улица, вдоль которой должна пройти пока еще не построенная подземка, будь то проспект Победы, Фучика или Чуйкова, имеет достаточно широкую проезжую часть, чтобы выделить там полосу для скоростного трамвая или метробуса. Но если уж продолжать строить метро после того, как будет завершена первая очередь второй линии, то надо прокладывать его не в сторону Кварталов и не в сторону «Солнечного города», а заворачивать ветку от ТЦ «МЕГА» в центр, до станции «Кремлевской», поскольку именно в центр у нас в основном едут люди на работу или на учебу. А возможности выделить полосу для скоростного наземного транспорта там нет.